Кого мы едим?
Клоны в нашей тарелке. Вопрос, который раньше поднимали в основном вегетарианцы, а также их более радикальные собратья - веганы, сегодня встаёт на повестку дня среди широких канадских масс. Причиной стали слухи о том, что скоро на прилавках появится мясо клонированных потомков реальных коров и других сельскохозяйственных животных под видом настоящего. Но выясняется, что мы и так его уже едим, сами о том не ведая.
И проблему представляет даже не факт сам по себе. К примеру, в той же Америке клонированное мясо свободно продаётся уже более десяти лет. Гораздо большее беспокойство и даже недоумение вызывает то, что Минздрав Канады по-тихому разрешил продавать этот продукт без уведомления покупателя или формальной оценки риска.
“Мы наблюдаем тревожную тенденцию, в рамках которой биотехнологии обходят стороной как осведомлённость публики, так и систему регулирования, - отмечает Джордан Петерсон, директор Canadian Food Safety Alliance. - Наука считает клонированное мясо безопасным для потребления, но канадцы заслуживают прозрачности относительно того, что они едят”.
Для экономики насыщение рынка этой продукцией порождает последствия, выходящие далеко за рамки покупательского выбора. Канадские производители опасаются, что клонированные животные, “запрограммированные” для быстрого роста, повышенной сопротивляемости болезням или улучшенного качества мяса, получат широкое распространение.
Фермеров - владельцев небольших хозяйств - в свою очередь беспокоит то, что они не смогут конкурировать с корпорациями, воспроизводящими наиболее продуктивные породы животных путём клонирования.
“Это вопрос не только продовольственной безопасности, - объясняет экономист в области сельского хозяйства д-р Прия Сингх из Университета Торонто. - Речь идёт о будущей структуре наших продовольственных систем, и хотим ли мы, чтобы производство еды было сосредоточено в руках немногих, ограждённое непроходимыми технологическими барьерами”.
В 2024 году Министерство здравоохранения начало общественные консультации, чтобы собрать отклики канадцев об изменениях в подходе к пище, производимой из клонированных животных и их потомства.
В данном случае предлагалось исключить клоны из определения “novel food” - “новые продукты питания”, к которым относятся, например, генетически модифицированные продукты.
Более того, правительственное агентство подчёркивало, что не участвует в практике клонирования и никогда не будет.
Но оказалось, что конечной целью была отмена требований предпродажной оценки безопасности или обязательного наличия информации на ярлыках.
Хотя опрос общественного мнения, проведённый Consumers Association of Canada, показал, что большинство канадцев поддерживает более строгое регулирование, а 78% предпочитают обязательное наличие на упаковке информации о природе мяса.
И тем не менее, в ноябре этого года сертифицированный производитель из Квебека забил тревогу по поводу источников мяса, поставляемого в канадские магазины.
Компания заявила, что изменения в правилах разрешают магазинам продавать “почти настоящее” мясо без проверки и указания в ценниках его реального происхождения.
Венсан Бретон, генеральный директор компании, подчеркнул, что “покупатели имеют право сами решать, что можно есть, а что нет.
А когда правительство втихую меняет определение ‘новых продуктов’, это означает, что, несмотря на этикетку ‘органическое’, невозможно отделить бренды, которые поддерживают клонирование животных, от тех, которые этого не делают. Люди хотят - и заслуживают - это знать.”
По словам известного эксперта, профессора Сильвэна Шарлебуа, руководителя Agrifood Analytics Lab Университета Далхаузи, наука считает, что никаких сомнений быть не должно. Но на самом деле проблема не в науке, а в молчании, которым окружена эта тема.
“Каждый раз, когда технологии помогают индустрии стать более производительной, более прибыльной, невозможно донести эти выгоды до потребителя, не обозначая их, - говорит профессор. - К примеру, если я вам предложу за одинаковую цену два стейка, один из которых сделан из клонированного мяса, уверен, что большинство канадцев выберет натуральный. Но если первый будет стоить полцены, то очень многие предпочтут купить его. Именно потому мясо не хотят маркировать.”
В последние девять месяцев инфляция цен на продукты питания вновь превысила общий уровень. Похоже, что Канада не в состоянии производить достаточно мяса и птицы, чтобы прокормить своих собственных жителей, число которых стремительно выросло за десятилетие правления либералов.
Некоторые экономисты выражают надежду, что снижению цен могла бы способствовать отмена контр-тарифов против США. Но хотят ли этого могущественные корпорации, прибыли которых неуклонно растут?
Александр Герштейн
По материалам канадской прессы.




