Новости экономики
Путь на обочину
Прогнозы RBC. «Коррекция» рынка недвижимости может стать самой значительной в современной канадской истории, предсказывает крупнейший в стране Royal Bank.
Главный экономист банка Роберт Хог отмечает, что базовые цены на дома могут упасть в начале будущего года как минимум на 12 процентов от рыночного пика - это больше, чем в любом из четырех экономических кризисов, поразивших Канаду за последние четыре десятилетия.
Продажи этого года уже упали на 23 процента, а в первые месяцы 2023-го предвидится снижение еще примерно на 15%.
Общая цифра может превысить данные 2008-2009 гг, когда наблюдался спад на 38%.
Рынок недвижимости в Канаде резко изменился с того момента, когда в марте 2022-го центральный банк начал повышать рекордно низкую базовую учетную ставку.
Пытаясь таким образом справиться с растущей инфляцией, на прошлой неделе банк поднял ставку еще на 2,5%, а в ближайшем будущем обещаны новые повышения.
Хог предвидит, что люди, определяющие политику центрального банка, на этом не остановятся, и в октябре инициируют следующий скачок, на 3,25 процента.
«Это отправит на обочину еще больше покупателей, - говорит экономист в своем докладе. - Мы ожидаем, что в ближайшие месяцы покупок станет еще меньше, это вызовет замедление активности рынка и снижение цен до уровня, более низкого, чем мы предполагали ранее».
Растущие интересы на мортгидж могут также усилить давление на доступность жилья, как таковую.
Хог ожидает, что стоимость владения недвижимостью достигнет наихудшего, чем когда-либо, соотношения с уровнем дохода людей, и это вынудит многих пытаться избавиться от дома, который они более не в состоянии содержать.
Сытый голодного не разумеет
Поможет ли власть? Иной раз может сложиться впечатление, что народ и правительство Канады живут в разных мирах, подтверждая пословицу «сытый голодного не разумеет». Уровень инфляции цен на продукты питания, 8,8%, уверенно опережает общий показатель 8,1%, по данным за июнь, в то же время минимальная оплата часа поднялась лишь на 5,2%.
«Необеспеченность едой становится все хуже, - говорит Валери Тарасюк, профессор Университета Торонто, занимающаяся проблемами питания. - Мы должны что-то делать с доходами людей, которых инфляция лишает возможности нормально питаться. И эту проблему не решить только за счет благотворительных центров, распределяющих продукты».
В большинстве провинций социальная помощь не индексируется в связи с инфляцией. Федеральные программы индексированы, но берет время, пока это отразится на чеках.
НДП призвала федералов обеспечить немедленную помощь наиболее нуждающимся, предложив удвоить выплаты налогового кредита GST и увеличить на 500 долларов Canadian Child Benefit.
Финансировать эти меры можно было бы, увеличив налоги на корпорации, которые существенно пополнили свои сейфы во время пандемии.
Однако либералы отвергли эту идею. Бывший парламентский чиновник Кевин Пейдж заявил, что последний бюджет на 2022 год и так включает в себя существенное увеличение поддержки, хотя он был принят накануне драматического роста инфляции. Имеется в виду 10%-ная надбавка Old Age Security тем, кому более 75 лет, и одноразовые $500 на оплату жилья.
В то же время он согласен, что политики не должны отворачиваться от проблемы, и предложенные НДП меры могли бы помочь.
Однако директор канадской экономики компании Desjardin Ричард Бартлетт предупреждает, что прямые трансферы в доход могут усугубить инфляционный процесс.
«Правительство должно придерживаться своего плана, чтобы придать определенность политике банка Канады, продолжая помогать социально незащищенным канадцам», - говорит он.
Особенно радует слово «продолжая»…
Обратный конец палки
«Ищем работников». Катастрофическую нехватку рабочих рук на канадском рынке труда уже привычно валят на последствия пандемии. Однако на деле это является результатом многолетнего пренебрежения людьми, которые десятилетиями поддерживали этот рынок в более или менее стабильном состоянии.
«Это можно охарактеризовать, как медленно движущийся поезд, - говорит экономист Армине Янилзян, научный сотрудник программы Atkinson Fellow of the Future of Workers. - То, что происходит сейчас, было предсказуемым уже 60 или даже 65 лет назад, но мы ничего не делали, чтобы это предупредить».
Сегодня, когда рынок труда оставляет уже поколение 55-летних, заменить их, оказывается, некем. По состоянию на май 2022-го число работающих в возрастной группе 25-54 года составило 88%, всего на один процент больше, чем до пандемии. Это противоречит теории «великой отставки», авторы которой утверждают, что желающих трудиться стало меньше благодаря государственным бенефитам, типа CERB и другим.
На деле же изменился сам рынок труда, и сегодня люди уже не готовы на любые условия, чтобы получить работу. Поэтому работодателям приходится, сжав зубы, поднимать оплату и улучшать условия труда, чтобы не остаться у разбитого корыта. Тем более, что мечты о повальной роботизации натолкнулись на необходимость подготовки высококвалифицированных сотрудников для обслуживания «умной» техники.