Горсоветские приоритеты
«Сильная рука»: за и против. О чем беспокоятся члены муниципального совета Торонто на фоне криминального беспредела, транспортного и жилищного кризиса, эпидемии передозировки? На своем последнем заседании они рассмотрели предложение о том, чтобы кошек выгуливали на поводках для их безопасности. Предложение было отклонено, но сколько служебного времени и денег налогоплательщиков ушло на то, чтобы подготовить такую инициативу, ознакомить членов совета и общественность, внести в регламент заседания и, наконец, проголосовать!
Наверное, для внесшей это предложение советницы безопасность кошечек – приоритетное дело.
Естественно, безопасность людей, которых почти ежедневно убивают на улицах, должна быть неизмеримо важнее. Но решить проблему безопасности в рамках нынешних идеологических установок невозможно, потому что они направлены на ограничение возможностей полиции и судебно-исправительной системы и расширение армии потенциальных правонарушителей.
Вероятно, поэтому внимание и интересы сити-холла смещаются в сторону многообещающей кошачьей проблематики.
Как раз к этому показательному эпизоду правительство Онтарио организовало утечку предстоящей реформы муниципальной власти. Глава консерваторов Даг Форд желает предоставить мэрам Торонто и Оттавы расширенные властные полномочия, но какие точно – пока не говорит.
Сейчас голос мэра «весит» ровно столько же, что и голос любого члена совета. У мэра есть свои рычаги влияния, но они не позволяют решать основные вопросы по его воле, в обход общего голосования.
Возможно, что после предстоящих осенью муниципальных выборов мэры двух столиц получат дополнительные возможности в принятии ключевых решений помимо совета.
Такую идею Форд позаимствовал в Штатах, прожив немалое время в Чикаго. Результаты в различных городах Штатов разные, где-то рай земной, а где-то ад. Поэтому и в двух столицах, Канады и Онтарио, последствия монополизации власти могут оказаться непредсказуемыми.
Другой вопрос, что трудно надеяться на эффективность работы муниципального совета, если матери и отцы города, а также их небинарные коллеги безмятежно рассматривают вопросы выгула кошек, в то время как Торонто погружается в проблемы, нерешаемые десятилетиями.
Еще мэр Дэвид Миллер вел переговоры с тогдашним правительством Онтарио на предмет расширения своих полномочий для преодоления инерции городского совета, способного утопить любые начинания в болтовне, показухе и процедурных формальностях.
Не могу сказать, что все начинания Миллера были хороши: он поставил на наземный железнодорожный транспорт вместо подземного, и последствия этого злодеяния уже не исправить.
Но суть в том, что патологическая недееспособность горсовета на важнейших направлениях появилась не вчера. И не случайно правительство Дага Форда первым делом сократило количество советников вдвое, объяснив: будет меньше болтовни и больше дела.
Однако сокращение числа желающих говорить не сильно помогло при дефиците желающих делать.
К тому же окончательно восторжествовало единственно верное учение «климат-гендер-расизм», делающее очень востребованными инициативы на этих и смежных направлениях. И все более невыгодными любые действительно необходимые дела, поскольку они больше не актуальны, да и мешают при демонтаже нормальности и реальности, ответственности и эффективности, безопасности и правопорядка.
Разумеется, мы тут сгущаем краски для полноты карикатуры на горсоветские нравы. Но главный принцип остается: рожденный ломать строить не может, не хочет и не будет. Такой слоган просится над входом в сити-холл. Вместо нынешнего Diversity Our Strength, где Unity было бы куда уместнее.
Сползание к диктатуре мэра – это очень тревожный симптом. Не только потому, что «сильная рука» - это обманчивый способ выхода из неразрешимого кризиса. Но и потому, что городской голова, получив неконтролируемую советниками и избирателями власть, может отмочить что-нибудь еще более радикально-фискальное.
Ну, например, ввести плату за проезд по муниципальным хайвэям, налог в пользу пострадавших от расизма и колониализма, дополнительный налог на социальное жилье, налог на климат, и вообще все такое, чем можно содрать очередные шкуры с еще уцелевших налогоплательщиков.
А насчет реальных проблем... Выступая по следам очередного убийственного уикэнда, мэр Тори назвал стрельбу «неприемлемой». Но воздержался от таких необходимых для адекватного обсуждения проблемы определений, как «организованная преступность», «бандитизм», «убийцы» или хотя бы «правонарушители». Выводы сделать нетрудно...
А.Гладков
rsxprss@gmail.com