Новости экономики
Мортгидж в нокауте
Впервые за 40 лет. Один из крупнейших банков Канады, BMO Capital Markets, считает, что в прошлую среду рынку жилой недвижимости в стране пришел конец - таков был трагический месседж, прозвучавший в сообщении для инвесторов. Доступность жилья в Канаде сократилась до предела, требуя снижения цен, чтобы процесс как-то продолжался. Очередной подъем учетной ставки и выплат мортгиджа превзошли наиболее значительный «пузырь» в конце 80-х годов, взрыв которого буквально уронил цены.
Таким образом банк надеется снизить «чрезмерный спрос» и не только ослабить невиданное за последние 40 лет подорожание жилья, но и затруднить его в будущем.
«Подъем ставки Банком Канады сразу на 100 базовых пунктов может стать нокаутом для рынка, - предупредил главный экономист BMO Роберт Кавчич. - Это доказывает простая арифметика, если принять во внимание фактор оценочной стоимости, дошедшей до абсурдных пределов».
Подсчитав, насколько должны упасть цены, чтобы это стало ощутимым в национальном масштабе, Кавчич прикинул, что в прошлом году за дом средней стоимости в Онтарио приходилось ежемесячно выплачивать 3000 долларов.
Это уже тогда было значительной суммой, но принимая во внимание сегодняшнее повышение учетной ставки, цифра возрастает до $4700.
Причем экономист не имеет в виду только Торонто, а говорит обо всей провинции, в которой дальние пригороды опережают город. Чтобы сбалансировать ситуацию, цены должны упасть примерно на 36% ниже роста годового дохода. Это может поддержать прошлогодний уровень продаж, при том же скудном объеме наличия жилья.
Сегодня предложений существенно больше, но продажи идут хуже, хотя во втором квартале года цены немного снизились.
Эксперт не случайно сравнивает нынешнюю ситуацию с кризисом недвижимости 80-х, наиболее тяжелым в истории страны. «Последующая корректировка цен привела к стагнации рынка почти на два десятилетия, но сегодня положение намного серьезнее», - говорит он.
Двухколесные друзья
Выгоды и запреты. Пути прогресса неисповедимы, и вряд ли кто-то ожидал, что пандемия и рост цен на бензин приведут к такому повышению спроса на электроскутеры и велосипеды.
«С самого начала пандемии наши продажи буквально взлетели до небес, - говорит Аарон Биндер, исполнительный директор компании Segway Ontario. - В 2019-м рост числа продаваемых е-скутеров дошел до 1000 процентов! Очень многие покупатели говорили, что их привели к нам два фактора - астрономические цифры на заправках и страховки. Содержать машину стало слишком дорого».
Житель Торонто Кайл Отт, работа которого связана с постоянными разъездами по городу, поставил свою машину в гараж и начал пользоваться такси Uber и другими. Но четыре месяца назад решил приобрести е-скутер, чтобы сэкономить и обрести независимость. Теперь у него остается почти 800 долларов ежемесячно, что уже компенсировало покупку.
Парадоксально, но городские власти, которые так много говорят о необходимости беречь окружающую среду, по-прежнему не делают ничего, чтобы создать безопасные условия для владельцев индивидуального электротранспорта, а просто запрещают им пользоваться.
Что же касается провинции, то в 2019 году правительство Форда предложило пятилетнюю программу, позволяющую муниципалитетам устанавливать собственные правила относительно езды по дорогам.
Но прошлой весной городской совет Торонто принял совершенно драконовское решение, проголосовав за запрет не только использования, но даже хранения е-скутеров где-бы то ни было.
В то же время Оттава, по примеру Парижа и других городов Европы, запустила еще одну программу проката этих современных самокатов. Разрешены они и в регионе Ватерлоо.
И если уж говорить о безопасности, то средства, которые город ежегодно тратит на латание дыр в дорожном покрытии, при более разумном использовании могли бы помочь в создании условий для «двухколесных друзей».
Сколько стоит молоко?
За все платит потребитель. Похоже, что скоро мы начнем считать дни до очередного подорожания чего-нибудь еще. Так, цена молока, только лишь в феврале поднявшаяся почти на 6%, с 1 сентября вырастет второй раз в этом году, еще на 2,5%, то есть всего 8,4% за литр. Аргументом, который выставила Canadian Dairy Commission (CDC), правительственное агентство, регулирующее цены в молочной индустрии, стало повышение расходов фермеров на производство продукции.
«Фактически питьевое молоко с января подорожало на 25 процентов, - говорит Сильвэн Шарлебуа, профессор Dalhousie University, занимающийся продовольственными проблемами. - Потому что 8,4% на ферме в реальности равны 25% в реализации, так что вы можете представить, что будет с ценами осенью. Ведь к базовой стоимости компании-производители добавляют еще и свои наценки, а за все платит потребитель».
Еще в мае Statistics Canada отмечала подорожание всех продуктов на 9,7%, и эта тенденция сохраняется, вынуждая сегодня каждого четвертого канадца экономить на еде.
Но несмотря на то, что, что цены на молоко и молочные продукты вырастут еще, эксперт считает, что к концу 2022 года наступит некоторое облегчение, и покупатели смогут вздохнуть. Вопрос, надолго ли…