Новости экономики
Плоды беспечности
Помощи ждать не от кого. После кратковременного снижения цен на бензин в конце прошлой недели, уже в субботу они буквально прыгнули вверх, и скоро должны превысить давно предсказанную планку в 2 доллара за литр.
А тут еще американские соседи открыли свой летний сезон путешествий.
«Это усилит давление на цену бензина здесь у нас, в Канаде,- сказал Дан Мактиг, президент организации Canadians for Affordable Energy. - Они реально опре-деляют цены для нас в летний сезон, представляя со-бой огромный рынок. И я ожидаю в следующие не-сколько недель подъем до $2,10 за литр».
Итак, на этот раз виноваты американцы. Но когда Трюдо и его министр финансов утверждают, что не могут контролировать стремительно растущую инфляцию, вызванную, по их мнению, внешними факторами - перебоями в поставках и войной в Украине, - это «полуправда в лучшем случае», говорит Вивек Дехеджа, экономист Carleton University.
«Более подходящими словами будут, вероятно, само-успокоенность, беспечность - ведь инфляция десятилетиями была низкой, а сейчас пришло возмездие».
Но при всем понимании трудностей это не означает, что правительство Трюдо не имеет возможностей облегчить ситуацию.
«Фриланд должна была сделать к этому шаги в ве-сеннем бюджете, - считает Сохаиб Шахид, директор экономических инноваций Conference Board of Cana-da. - Однако не было даже упомянуто о том, чтобы дать канадцам хоть какую-то передышку от инфляции путем временного снижения налогов». То, кстати, что сделали другие страны, например, Великобри-тания.
«Почему бы не помочь людям, которые уже вынуждены экономить на еде, - задал вопрос на сессии парламента депутат от консервативной оппозиции Дэн Альбас, - или, как мы предлагаем, отменить GST на бензин?»
Но ответов на эти вопросы ожидать не приходится. И в течение лета $2,15 за литр может стать нормой.
Сколько стоит урожай
Прогнозы и стихия. Говоря привычным языком сводки новостей, на полях Канады начался весенний сев. Но уже сегодня фермеров беспокоит судьба будущего урожая 2022 года, который они называют «самым дорогим в истории».
Причин немало, и главная из них - резкое подорожа-ние буквально всего необходимого для того, чтобы вырастить и собрать урожай, прибыль от продажи ко-торого хотя бы покроет небывалые расходы и даст возможность подготовиться к следующему году.
По словам Тары Сойер, хозяйки семейной фермы в Альберте, цены на удобрения и дизельное топливо выросли с прошлого года вдвое в результате инфля-ции и войны в Украине.
А расчеты на урожай выше среднего нарушила прошлогодняя засуха, поразившая Западную Канаду.
«Большинство фермеров, включая нас, - говорит Тара, - собрали на 30 процентов меньше запланированного, и потому нам просто необходим успех, чтобы запла-тить по счетам.
Однако в нашем регионе уже сухо, и нас это очень беспокоит».
Но, может, не все так плохо. Вместе с подъемом цен на все, от гербицидов до тракторных колес, подорожала и сельхозпродукция. Например, стоимость пшеницы, ячменя и особенно канолы, которую выращивает семья Сойер, из-за той же засухи и сокращения поставок, держится на уровне вдвое-втрое выше, чем в последние 20 лет.
И хотя это дает возможность засеять достаточные площади, чтобы рассчитывать на высокие урожаи, капризы природы могут в любой момент свести на нет все усилия, как это случилось в Саскачеване и Манитобе, пострадавших от наводнений.
«Очень высокие цены изменили экономику фермеров, - говорит Корни Тиссен, генеральный менеджер компании из Виннипега, которая продает различные химикаты для сохранения урожая. - Сегодня вы должны вкладывать намного больше, чтобы получить желаемый результат.
И если не добиться успеха в Канаде, то на мировом уровне это еще более усугубит проблему продовольственной безопасности».
Хитрые уловки
Сколько сока в бутылке? На фоне роста цен производители используют различные уловки, чтобы не потерять прибыль.
Например, при той же цене чуть-чуть уменьшают размер упаковки или объем содержимого. С виду все выглядит как обычно, но если приглядеться, то видна разница.
Это явление даже обозначается специальным термином, shrinkflation, составленным из двух слов: «сократить, уменьшить» и «инфляция».
«Я бы назвал это хитрым родственником инфляции, - говорит Мэттью Филип, профессор Toronto Metropolitan University, - старающимся скрыть повышение цен».
Разница может быть минимальной, например, в бу-тылке сока - 828 мл вместо прежних 946 мл, то есть почти на 10% дороже.
А заметить подтасовку не так уж легко, потому что магазины обычно убирают с полок старые продукты, заменяя их новыми.
И поскольку упаковки практически не отличаются от оригинальных, единственный способ - это попытаться прочитать цену за 100 граммов или миллилитров, обычно указанную мелким шрифтом под основной ценой.
Единственной провинцией в Канаде, которая обязывает продавцов использовать одинаковый крупный шрифт, является Квебек, в остальных это дело добровольное.
Другой трюк - продажа аналогичных продуктов, так называемых generic, произведенных не основной компанией, а где-то на стороне, но по цене оригинала.
Но тут вообще все просто: не нравится - не бери…