Долой экзамены!
Всем или никому. Очередной эксперимент школьного совета Торонто вызывает у родителей разные эмоции - от восторга до крайнего недоумения и бурного негодования. На этот раз предложено полностью реорганизовать систему приема учащихся в престижные старшие школы и специальные программы.
В соответствии с новой политикой, за которую предстоит проголосовать TDSB, желающим учиться в таких школах больше не нужно будет сдавать вступительные экзамены или демонстрировать способности - достаточно проявить интерес в той или иной области. Изменения коснутся тех, кто подает заявления на сентябрь 2023 года.
«Родители расстроены, - говорит Джеймс Ли, один из членов совета, - и чувствуют себя захваченными врасплох отменой необходимости проверки уровня знаний как критерия приема. Еще большее их возмущение вызывает тот факт, что с ними толком не удосужились обсудить «новшество», чтобы узнать их мнение».
Родительская община обеспокоена тем, что предложение совета приведет к снижению уровня этих программ.
«Может получиться так, что ученики, обладающие исключительными талантами, не обязательно получат доступ к этим программам, только потому, что их имена не будут случайно выбраны», - говорит Ли, который собирается голосовать против этой сомнительной идеи.
Совет утверждает, что новая политика была разработана после широких консультаций со школьной общиной и рассмотрения лучших образцов. А предлагаемые изменения продиктованы данными TDSB, показывающими, что не все учащиеся в равной степени получают бенефиты от специальных программ.
Начиная с 2010 года, исследование выявило, что в них «непропорционально» представлены дети из полных семей с высокими доходами.
Если это предложение будет принято, «перспективные» с точки зрения образователей ученики не должны будут представлять подтверждения своих успехов, результатов прослушивания, и оплачивать вступительный взнос.
А целью «случайного» выбора будет обеспечить приоритет тем, кто представляет так называемые «общины, недостаточно обеспеченные услугами».
Директор образовательных программ школьного совета Рассел-Роулинс говорит, что «на протяжении долгого времени при рассмотрении заявлений отдавалось предпочтение ученикам, имеющим доступ к предварительной подготовке в определенных дисциплинах».
И потому, с ее точки зрения, «переход к модели, основанной на интересе, станет гарантией, что это больше не будет препятствием для учащихся, не имеющих тех же возможностей. Но зато повлечет за собой интерес, увлеченность и самоотдачу…»
Рассел-Роулинс отметила также, что есть уже такие школы и специальные программы, в которых «преподаватели и учащиеся добиваются выдающихся результатов».
Демографический анализ октября 2020-го выявил диспропорцию между теми, кто занимается в специальных программах средней школы, в сравнении с общей статистикой TDSB.
В школах искусств оказалось 58% учеников, идентифицированных советом как «белые», на 29% во всей системе TDSB, и 5% - как «чернокожие», на 11% в общем. В других программах, таких, как Elite Athlete, Cyber Arts, STEM, разница еще более заметна. Например, в спортивной программе 63% «белых», а в программе лидерства 66% определяются как «южно-азиаты», на 23% в общем.
Предлагаемые изменения затронут около 40 специальных программ и школ с продвинутым обучением искусства, спорта, естественных наук и математики.
Ставится также цель усилить программы в старших школах районов, чтобы детям не надо было куда-то ездить.
Одной из самых радикальных идей является также предотвращение возможности выбора учениками арт-школ профилирующего предмета в 9-м классе. Вместо этого они должны участвовать в более комплексном обучении в дошкольные годы, включая предметы, которые их не интересуют.
«Это нонсенс, - говорит Джули Батсон, дочь которой заканчивает 11-й класс Etobicoke School of the Arts. - Она ни за что не стала бы туда поступать, если с самого начала не была сфокусирована на рисовании.
А идея занять ее еще и танцами, театром или оркестром смехотворна. Это нанесет ущерб талантливым детям, которые еще слишком малы, чтобы знать, чего они хотят».
По большому счету, идея равных возможностей вполне легитимна. И если уж товарищи из школьного совета действительно хотят ее реализовать, то, наверное, не за счет «выравнивания» статистики, тем более, оперируя расовыми и этническими критериями.
Вместо того, чтобы расширять поддержку в дополнительной подготовке по специальным программам, помогающую действительно талантливым детям, и создавать стимулы для тех, кто еще не определился с предпочтениями, делается, по сути, попытка усреднения общего уровня образования.
Многие родители говорят, что наличие разных уровней обучения естественно и работает на пользу общества. А простое расширение доступа в специализированные старшие школы не обеспечивает гарантированных возможностей в реальном мире.
Александр Герштейн.
По материалам канадской прессы.