Рашби в Тверии
Перед тем, как рассказать о чуде, сотворенном рабби Шимоном для жителей Тверии, пожалуй, опишу вам, что это был за контингент. Когда мы посещаем Тверию сейчас, в наши дни, то видим там могилу рава Ами.
Но нам по большей части неизвестно, что рава Ами однажды похитили местные мафионеры и держали в заключении, требуя выкупа.
Мудрецы-современники отчаялись и не хотели иметь дела с преступным миром. Они сказали так: «Сейчас мы потеряли одного товарища, а если пошлем на поиски кого-либо еще - то потеря удвоится. Лучше сядем на землю и будем его оплакивать».
Встал Рейш Лакиш и сказал:
«О нет! Не бывать тому! Я сам разберусь с этими негодяями».
Дело в том, что Рейш Лакиш сам в прошлом являлся главарем банды и знал, как с ними разговаривать.
Мудрецы сначала спорили с ним, потом отпустили его под его личную ответственность.
Рейш Лакиш вышел на контакт с преступной шайкой и заставил их, по старой памяти, ему подчиниться. Он вывел рава Ами из зоны опасности, а затем неожиданно для себя преступники осознали, что он оставил их в дураках. Он ничего им не дал, никакого выкупа!
Они сказали Рейш Лакишу: «Ты держишь нас за идиотов? Что мы получим за то, что отпустили заложника?»
- Я теперь не принадлежу вашему кругу, - пояснил Рейш Лакиш, - я могу расплатиться той валютой, которая является ценной среди моих друзей. Вы хотите получить… благословение рабби Иоханана?
Разбойники были смущены. Они сказали:
- Хорошо. Пусть будет по слову твоему. Может, его благословение принесет нам удачу.
Рейш Лакиш привел основных главарей к рабби Иоханану. Тот был счастлив, что рава Ами удалось вызволить из неволи, но идея благословлять преступников ему совершенно не понравилась.
- Ты с ума сошел, как я их благословлю?
Рейш Лакиш дал понять, что верит в его изворотливость и сообразительность, и вышел из комнаты.
- Подойдите, дети мои! - величественным жестом подозвал их рабби Иоханан.
Мафиози приблизились.
- Я слышал, что вы хотите получить мое благословение.
- Да, - кивнул главный среди них.
- Но на какие же такие славные дела я должен вас благословить? - возразил рабби Иоханан, - ведь вы захватили в плен рава Ами и наверняка хотели… - он сделал паузу.
- Нет, рабби, - пояснил один из разбойников, - поверь, мы не желали сделать ему ничего дурного. Сами не знаем, зачем утащили его. Наверно, бес попутал.
- Хорошо! - рабби Иоханан ухватился за отличную идею, которая озарила его в ту секунду.
Разбойники оживились.
- Вы благословите нас?
- Да! - и рабби Иоханан начал благословлять.
- Так же, как вы не желали дурного раву Ами, так же, как вы хотели поступить с ним, так будут поступать и с вами, и я подкрепляю слова свои истинным благословением, да будет так! Амен.
Несколько озадаченные, мафиози вышли из дома учения. Вскоре с ними поступила другая банда так же, как сами они поступили бы с равом Ами: представители другого клана схватили их и, не видя пользы держать их живыми, перерезали.
Старинное кладбище Тверии не позволяло коэнам пройти, куда им было нужно, а находилось оно прямо посреди разросшегося города. Дело в том, что коэнам нельзя проходить по кладбищу. Но, если точно знать, где могил нет, то такой проход для них обеспечить можно.
РАШБИ имел духовное внутреннее зрение, и он мог указать и разметить такой проход. Посоветовался он и со стариками. Он узнал, что прежде место это считалось чистым от могил, и даже коэн рабби Иоханан бен Заккай сам посеял тут со своей коэнской доли бобовые растения на поле.
В Талмуде тоже пишут о таком бобовом растении (турмус), которое является показателем наличия или отсутствия могил под ним.
РАШБИ обложил сырым турмусом весь участок и сделал свои выводы. Но при этом он (намеренно или случайно) не задействовал ту технологию, которую описывает Талмуд, и приходится предположить, что исходил он из своего внутреннего представления о состоянии почвы, а не из рецепта (положить турмус и ждать, как эти бобы укажут на наличие или отсутствие могил под ними). То есть не он слушался турмуса, а турмус слушался его.
В тех местах, где были могилы, почва стала рыхлой, а бобы отсырели. В тех местах, где могил не было, почва осталась твердой, и бобы приобрели сухость, которая позволяла использовать их в пищу для скота.
И, когда разметка дороги для коэнов была готова, РАШБИ созвал народ и показал им свою работу, которую проделал бескорыстно, и люди были ему благодарны - особенно коэны.
Однако один кутеянин решил придраться и устроить скандал. Он пришел ночью, перезахоронил извлеченные из земли в другом месте кладбища некие человеческие останки, замаскировал могилу и… тоже созвал тивериадский люд. Он сказал: «Ваш РАШБИ ошибся, он ввел вас в заблуждение, а я точно знаю: тут есть мертвец!»
Пошли за рабби Шимоном.
Пришел он, оглядел местность и своим безошибочным чутьем сразу определил, что здесь произошло.
Повелел рабби Шимон:
- Если все так, как я предполагаю, а именно, что сей человек, желая меня опровергнуть, закопал здесь мертвое тело, то пусть произойдет замена. Пусть тот мертвый встанет, а этот ляжет на его место!
О ужас. Все присутствующие похолодели, хотя день был весьма жарким.
Земля зашевелилась, из-под свежевскопанной поверхности почвы показался человек. Кутеянин же упал замертво.
Тот человек стал живым, a этот лег на его место.
Вечером ближайшей субботы тот воскрешенный ужинал у самого рабби Шимона бар Йохая в доме.
Тропинку пришлось скорректировать, и жизнь в Тверии пошла своим чередом. Только рабби Шимона стали они звать теперь уже «тиверианцем» - то есть стал он для них своим…
А тропинку ту коэны, конечно, использовали, пересекая город. И стала она Тропой славы рабби Шимона бар Йохая.
Рабби Шимон бар Йохай всегда все ставит с ног на голову!
Однажды к нему пришла еврейская пара, супруги, у которых не было детей после 10 лет брака. В те времена это было серьезным поводом для развода. Сказал им рабби Шимон: «Сначала устройте пышный пир, а потом уже и разводитесь».
Что ж! Когда женились - делали трапезу, сделаем и теперь, согласились супруги.
Захмелел муж той женщины на пиру и добродушно позволил ей унести с собой в дом ее отца все, что ей заблагорассудится, любые дорогие для нее вещи. Ему хотелось щедро одарить ее на прощанье.
Женщина решила унести… его самого. Она успешно дотащила его до дома своего отца и там оставила отдыхать.
Проснулся муж и говорит:
- А почему это я здесь? Мы же развелись!
Говорит жена:
- Да, но ты позволил мне унести все, что ДОРОГО МОЕМУ СЕРДЦУ! Вот я и унесла.
Обнялись супруги и больше не расставались.. И появился у них сын. А рабби Шимон бар Йохай предлагает, кстати, и нам с вами: «Положитесь на меня в час нужды».
Сам рабби Шимон тоже, как мы помним, родился у супругов, долгие годы не имевших детей.
Йохай и Сара из Галилеи жили вместе больше 10 лет, и по закону можно было взять вторую супругу в таком исключительном случае.
Сара даже услыхала, как ее муж договаривался со свахой насчет того, чтобы искать ему вторую жену. О, как больно ей стало! Она пошла домой и заснула вся в слезах.
Во сне она увидела некий сад. Все деревья в том саду плодоносили, а одно дерево стояло засохшее и пустое, без плодов.
«Это я и есть» - подумала Сара. Чем же закончится ее история? Как станет плодоносным сухое дерево? Сон приснился не только Саре, но и ее мужу - Йохаю. Йохай увидел самого себя, будто опирается он на единственное неплодоносное дерево в саду, полном других – цветущих и плодоносящих. Причем показан был сон именно в главную ночь года - в канун еврейского новолетия!
И развязка его была такова: пришел некий старец и стал поливать это сухое дерево из сосуда… Но не из того кувшина, из которого лил воду на все прочие деревья!
Старец был предположительно пророк Элияу. Когда муж рассказал любимой жене Саре, какой сон он видел, то и она сообщила о своем видении, и вместе они решили пойти и посоветоваться с рабби Акивой - они доверяли его интерпретации больше всего.
- Итак, твоя жена бездетна, подобно тому сухому деревцу, которое ты увидел во сне, - подытожил рабби Акива, выслушав Йохая.
- Да, рабби. И затем тот старец стал лить воду из сосуда на это деревце, и оно расцвело и дало плоды.
- Это отличное предзнаменование! Сара родит тебе сына, который станет светочем для Израиля! - вынес свой вердикт рабби Акива.
- А почему ангел поливал дерево жены моей из особой мисочки? Не из того кувшина, которым поливал остальные деревья в том саду?
- Потому что ей вовсе не суждено было родить, не было для нее воды в общем кувшине. Однако из слез ее, которые она пролила в молитвах, создалась влага, которой наполнилась миска. И ею-то он оросил то дерево.
Супруги направились обратно в Галилею счастливые, обнадеженные. Сара в действительности вскоре забеременела.
Родившегося сына назвали Шимоном. С 5-летнего возраста он уже был передан на обучение в иерусалимской академии, поскольку полученное им домашнее образование это позволяло.
Он стал самым ярким учеником рабби Акивы (который прожил в общей сложности 120 лет и успел насладиться тем благословением, которое сам же дал этой паре).
(Из новой книги Эстер Кей
"Господин наш бар Йохай)