В очереди на стол
Потребуются годы. Одно из значений английского слова backlog - это «завал». А еще точнее, полный завал. Только так можно назвать ситуацию, в которой оказалось канадское здравоохранение в результате пандемии, если, конечно, не знать, что случилось это намного раньше, в мирное, так сказать, время…
Во время вспышек Covid-19, а за ним - омикрона, больницы были вынуждены отменять целый ряд «несрочных» операций, чтобы иметь возможность экстренно принять огромное число инфицированных.
Время ожидания становилось таким долгим, что врачи сомневались, доживут ли до этого пациенты.
Анализ ситуации, проведенный для OMA, Ontario Medical Association, показал, что к концу 2021 года в провинции было отложено более миллиона хирургических операций. Сверх того, пандемия способствовала во много раз более значительному завалу, в 21 миллион случаев, когда пациенты не смогли получить такие медицинские услуги, как MRI и онкологический скрининг. Для того чтобы теперь как-то разобрать это, потребуются годы.
Профессор Гарвардского университета Юджин Литвак, выходец из бывшего Советского Союза, имеющий тесные связи с Канадой, утверждает, что у него есть идея решения проблемы, во всяком случае, с хирургией - позволить врачам оперировать по уикендам.
«Это означает, что вы сокращаете время ожидания операций, - говорит д-р Литвак, президент некоммерческого Института оптимизации здравоохранения в Массачусетсе. - Больше людей смогут получить помощь. Ведь все зависит от того, как больницы ведут прием».
По словам профессора, график потока пациентов напоминает нестабильную кардиограмму, с резкими подъемами и спусками, которая сигнализирует о возможной катастрофе со здоровьем. И в сознании большинства людей укоренилось мнение, что бессистемные изменения в заполняемости больниц вызваны непредсказуемыми экстренными ситуациями в здравоохранении.
«Но в этом-то и секрет, что общественное сознание и обеспечение медицинской помощью несопоставимы, - говорит д-р Литвак. - Фактически, большая часть изменений вызвана запланированными процедурами. И для меня легче предсказать, когда кто-то сломает ногу и окажется в больнице, чем когда состоится запланированная операция. Это и есть суть проблемы».
Хирурги обычно предпочитают планировать операции на начало недели, чтобы избежать вызова на работу в уикенд.
Это означает, что пациенты хирургических отделений занимают больше коек в первые дни недели, оставляя людей в приемных отделениях ждать долгими часами. Как результат, в середине недели больницы переполнены, и медсестры перегружены работой.
- В Канаде, - отмечает д-р Литвак, - наиболее распространенным подходом к решению этой проблемы является создание различных рабочих групп для выработки рекомендаций. Подобная тактика ориентирована не на причины возрастания очередей, а на симптомы.
Вот почему более конкретные меры должны включать в себя выравнивание потока пациентов и равномерное его распределение по всем дням недели, особенно когда это касается хирургических операций.
В какой-то степени идея Литвака не нова. Еще в 2014 году д-р Харви Фейнберг, бывший президент Национальной ассамблеи медицины, подчеркивал выгоды приема пациентов в больницы также в вечернее время, за исключением неотложных случаев «Вы можете делать с потоком людей настоящие чудеса, используя имеющиеся ресурсы, - говорил он на конференции в Альберте с участием официальных представителей системы здравоохранения провинции, - и для этого не потребуется ни единого доллара инвестиций».
Справедливости ради надо сказать, что идеи доктора Литвака не остались неуслышанными. The University Health Network в Торонто (USN), которая проводит самое большое количество операций в стране, приняла метод, предложенный Институтом оптимизации здравоохранения, буквально перед началом пандемии.
Это включало в себя перераспределение рабочей нагрузки по дням недели, чтобы количество случаев, требующих интенсивной послеоперационной терапии, было примерно одинаковым. Одновременно больница определила, насколько сложными были эти случаи и какие ресурсы понадобились для оказания необходимой помощи.
Были также выделены операционные для неотложного хирургического вмешательства, чтобы запланированные процедуры могли выполняться без неожиданных помех.
Результаты оказались налицо: более упорядоченный график работы операционных бригад, меньше отмен, экономия денежных средств и выросший объем сделанной работы.
«Я могу сказать, что наш завал снизился с 4300 отложенных операций до 3200, это почти тысяча пациентов», - заявил д-р Шаф Кесавджи, главный хирург USN и президент Американской ассоциации торакальной хирургии.
Но поскольку метод Литвака требует точных расчетов и следования им, вряд ли удастся разгрести завал до весны 2023 года, считает д-р Кесавджи.
«По сути, меняется культура, ты должен над этим работать, а твоя больница - хотеть этого…»
По материалам канадской прессы
Александр Герштейн