«Зоар - учебник жизни», или Выход из пещеры
Продолжение историй о рабби Шимоне бар Иохае. Что произошло с РАШБИ? О чем вообще книга «Зоар»? Темой книги «Зоар» была любовь. Почти что земная, когда очень хочешь быть рядом с кем-то, не можешь жить без него. Сильное желание быть с кем-то явно прочитывалось из поэтических строк рабби Шимона.
Этот «Кто-то» скрывался и выглядывал, появлялся, давал о Себе знать и снова исчезал. Рабби Шимон, по сюжету, спасал мир от уничтожения и вмешивался в системы мироздания.
Его соратники совершали загадочные прогулки и видели необъяснимые явления, на которые потом сама же реальность им отвечала.
Кто-то засыпал под готовой обрушиться стеной: лишь стоило ему встать и отойти, стена осыпалась.
Подобный случай спасения повторился, только со змеей в котомке. Как избежал ты смерти дважды? - спрашивали мудрецы простолюдина, с которым это произошло. «Я разделил свой последний хлеб с товарищем», - пожимая плечами, отвечал человек.
- Значит, оказание милости избавляет от смерти, - делали вывод мудрецы и записывали его в свой Учебник Жизни. Писал в основном один ученик. Хотя всего учеников РАШБИ было десять.
Они учились у самой жизни, делали заключения, наблюдая за происходящим. «Зоар» - это Сияние высокого внутри самого простого.
В каждой истории «Зоара» несколько смысловых пластов, учение поднимает читающего по спиральной окружности, снова и снова открывая новый взгляд на прочитанное. Материал связан с недельными главами Торы, иногда, однако же, связь не очевидна, тем это интереснее.
Выход из пещеры
Рабби Шимон и его сын Элазар задолго до написания обсуждали и задумывались над темами «Зоара», когда прятались от римского императора в пещере под Пекиином в Галилее, их обучал сам Элиягу-пророк, стояли они по горло в почве, одежду свою сложив в гроте, чтобы она не испортилась - мало ли когда придется ее снова надеть!
Кожа их была искорежена, и выйдя по прошествии 12 -13 лет, первым делом направились они в целительные источники Тивериады, чтобы излечиться. Императора уже не было, им сообщил об этом Небесный Глас.
И все же их несоответствие миру не позволило им выйти сразу через 12 лет из заточения, так как сразу при выходе увидел раби Шимон землепашца-еврея и не понял: как можно пахать землю, когда ты - еврей и можешь сподобиться изучения высших тайн! При этой мысли взгляд его стал испепеляющим, и корова с пахарем сгорели вмиг. Сказал Всевышний: «Ты решил погубить Мой мир? Вернись обратно в свою пещеру!»
И таким образом, 12 лет превратились в 13.
Рабби Пинхас бен Яир, тесть РАШБИ, горевал без него все эти годы. Думал он так: «Куда убежал зять мой с сыном своим? Наверняка они скрываются на греческих островах!»
В те времена (да и после разрушения первого Храма и изгнания, к слову будет сказано) немало евреев эмигрировали на тысячи додеканских (греческих) островов. На Крите, Корфу, Пафосе и Родосе - где хотите - на островах средиземноморья в некоторые периоды еврейская диаспора составляла 80 -90% от всего населения.
Рабби Пинхас бен Яир решил отправиться на острова и поискать там своих родных, любимых - Шимона и Элазара. Не знал он, что рабби Шимон с сыном укрылись в пещере в горах галилейских и принимают у себя самого пророка Элияу по два раза в день для совместной учебы. Да, обычных земных людей не было в тех диких скалистых местах, где укрывались они. Но таинственный гость их навещал регулярно.
Сам рабби Пинхас бен Яир - когда нужно - становился чудотворцем. История доносит до нас не одну историю о том, как он собирал очень серьезные суммы денег и на эти средства выкупал пленных евреев, захваченных, угнанных римлянами в рабство.
Однажды он даже перешел «через реку аки по суху», и было это так. Шел он, как обычно, выкупать из плена людей. А на пути - река. Повелел он реке, назвав ее по имени: «Расступись, речка Гинаи!» Она расступилась, но должна была сомкнуться сразу же, как только он пройдет, вернувшись обратно в прежнее состояние. А за его спиной находился еще кто-то - еврейский коммерсант, как оказалось. Рабби Пинхас уточнил свою просьбу к реке: «Расступись, пожалуйста, также и для этого еврея!» Но за спиной того оказались еще арабские путники. Сказал рабби Пинхас, обращаясь к реке: «И для этих представителей народов, ради мира на земле, пожалуйста, тоже!»
Речка послушалась, и все купцы прошли вслед за ним. Лишь тогда воды реки сомкнулись обратно.
Рабби Пинхас бен Яир также отличался выполнением заповеди «Одень нагого», - буквально одевал нуждавшихся в этом людей.
А в наших трудах мы его уже в связи с этим упоминали. Кто помнит, где и когда? Конечно же, в «Истоках лурианской каббалы»: ведь ученик Аризаля в 16 веке удостоился его искры, раскрытия в своей душе, благодаря тому, что помог семье, которая осталась без одежды…
Так вот каков был рабби Пинхас бен Яир - тесть самого РАШБИ!
Но не только он скучал по дорогому зятю.
Соскучились и ученики рабби Шимона, рабби Йосей, Амнуна-Саба, Круспадай, Иегуда бар Илай, - всем им недоставало острой хватки и неожиданных подходов рабби Шимона к учению, накопились у них вопросы, которые они желали бы задать ему.
Не раз и не два, а больше была использована техника голубиной почты в истории РАШБИ и сына его, Элазара. Подсчитайте сами!
Ученики его направили ему свой вопрос с помощью голубки, и она же вернулась с запиской от него, разъяснявшей ответ, который удовлетворил все ученое сообщество.
Далее, тесть его, соскучившись по нему и уже доехав до средиземноморского порта, пожелал взойти на судно, чтоб искать его на островах, однако птицы согласились вместо него слетать в заморские страны и поискать и вернули ему ответ: Рабби Шимон не находится там! Он только что вышел из пещеры и вернулся в свой дом!
Как радостно стало на душе у рабби Пинхаса! Голубка принесла ему добрую весть!
И еще и еще примеры мы увидим в дальнейшем.
Голубка служит символом еврейского народа - оттого, что она верна и не изменяет своей миссии, своему посланничеству, послушна и понятлива.
…Но мы немного опередили события. Дело было так. Рабби Пинхас бен Яир вышел из Пекиина в Тверию, ибо там, на берегу озера Генисаретского, проживал его добрый товарищ, слепой старец Рехумай. Загадками говорил Рехумай, и вот что сказал он другу на сей раз:
«Вижу свет я, исходящий от драгоценности, имя которой - рабби Шимон. Как солнце сияет святость его. А луч, исходящий от солнца оного, Элазаром зовется. Пошел бы ты, раби Пинхас, и погрелся в свете солнца того, ибо пришел час».
И удивительным было сие в глазах рабби Пинхаса, ибо сокрыт от мира был рабби Шимон вот уже 13 лет, и даже император, казалось бы, сгинул год назад, а все не видать гонимого им рабби Шимона. Не знал никто, где искать его.
И вот, уже оказавшись на берегу, рабби Пинхас посылает голубок в чужие страны, в дальний край, чтобы посмотрели - нет ли там рабби Шимона? А обратно прилетели они с запиской в клюве. «Рабби Шимон не на островах и не за морем. Он у себя дома, ровно час как вышел из пещеры».
Вот так чудеса! Возрадовался рабби Пинхас несказанно. Значит, дочь его снова счастлива, воссоединилась с мужем и сыном. Пришел он в Пекиин и видит: весь израненный, стонает его зять, вся кожа вспухла, а лекарство не найдено.
- Отправимся сей же час в Тверию и омою тебя там в горячих ванных целительных! - предложил он.
Элазар рассказал своему деду, отчего кожа их покрылась трещинами. Объяснил и другое: как и почему пришлось им вместо 12 лет отбыть в пещере целых 13! Ибо выйдя в первый раз на свободу (а про смерть императора они узнали от Гласа Небесного) - глазами своими увидели они мир обыденный и чуть не спалили его, так как пришли сюда из мира иного, духовного, и судили земных людей по излишней строгости. Подходили с неземными мерками к ограниченным существам, на земле копошащимся. И велел им Всевышний, так говоря:
- Возвратитесь в пещеру! Спалить мир Мой захотели?
…И подобных этому взаимодействий между огромным светом и ограниченным сосудом, когда сосуды не выдерживают света, мы знаем множество.
Но, поскольку сейчас герои наши отправились в Тверию, сделаем и мы с вами то же самое и перенесемся туда.
Тверия…
Прекрасная сонная женщина с кошачьими ленивыми движениями, что глядится в продолговатое зеркало Кинерета, - такова раскинувшаяся напротив Башанских гор роскошная Тивериада, или Тверия. Прежде, при ханаанейцах, тут было два городка: снизу Хамат, сверху - Ракат. Хамат стоял на горячих ключах (Хам на иврите - горячий). Ракат - на тверди (от слова Ракия - твердь). Хамат и Ракат объединились, и уже при римлянах город стал известен как Тиберия (но, к счастью, в истории Тиберий был не один, и хочется надеяться, что не жестокий император увековечен названием данного города).
Есть 4 самых святых города в Святой Земле, и Тверия - один из них. Цфат славится стихией воздуха (и одухотворенностью своей), Иерусалим - огненным Львом (Храмом), Хеврон - святостью могил своих (элемент праха), а Тверия, как понятно, к водной стихии отнесена и святым источником пророчицы Мириам наделена, как даром исцеления.
Талмуд говорит о названии города как о словосочетании двух слов «Това» и «рееята»: «прекрасно зрелище ее».
Туда-то и был доставлен рабби Шимон бар Йохай на излечение от кожного воспаления, когда после пребывания в суровых аскетических условиях потрескалась она за столько-то лет!
Привел его рабби Пинхас бен Яир в теплые ванны со специфическим запахом серы, и, омывая раны его, горько плакал:
- И как это вижу я тебя в страданиях и муках столь великих!
Плакал он, и горючие слезы жгли раны рабби Шимона еще сильнее!
Доставал он специальное масло и умащал им тело рабби, а тот увещевал его:
- Счастлив ты, что видишь меня в таком состоянии! Ибо не подобна Тора, которую учишь через страдания, Торе, изученной без них!
Изумился рабби Пинхас и подумал: «А ведь прав он!» - и продолжал уже без слез наносить масло умащения.
Жестко, очень жестко поступал рабби Шимон по отношению к самому себе - даже жалеть себя не позволил.
А теперь, когда он подлечился на водах Тверии, захотелось ему отблагодарить этот город. И вот об этом - наша следующая история.
Эстер Кей,
исследователь каббалы и эзотерики из Цфата, Израиль,
специально для Русского Экспресса