Новости Канады
Молочные войны
Кто будет платить? Если глава государства не готов ответить на вопрос, сколько стоит литр молока, то простые граждане видят результат на полках продовольственных магазинов. С февраля этого года один из крупнейших производителей хлеба и хлебобулочных изделий, компания Weston Foods, повышает цены на свою продукцию в среднем на 17 процентов. Объясняется это сложностями, с которыми сталкиваются сегодня производители: от климатических катастроф, повышающих стоимость сырья, до выросших цен на горючее и завалов неотправленных грузов в портах.
А тут еще Lactalis Canada Inc., часть французской мега-корпорации, производящей йогурт Astro, молоко Beatrice, и другие продукты, вводит «необсуждаемое» повышение цен на 15%, в ответ на возросшую стоимость электроэнергии, труда, упаковки и перевозки, включая также историческое повышение оплаты за молоко канадским фермерам. И как будто этого мало, в первые дни нового года Канада проиграла спор по поводу импорта молочной продукции из США.
Жюри, представляющее обе стороны конфликта, постановило, что обещание постепенно расширить импорт на канадский рынок, в рамках североамериканского торгового соглашения, нарушено неоправданно сложными правилами. Теперь Канаде дается время до 3 февраля 2022 года, чтобы исправить ситуацию, в противном случае будут применены санкции.
«Молочная тема» была одной из самых острых на переговорах по новому соглашению между Канадой, США и Мексикой, и канадское правительство было вынуждено согласиться на увеличение импорта в объеме 3% от всего рынка. Но на деле дало права на выдачу разрешений, а фактически квот, своим же производителям. И если сейчас вопрос не будет решен, то покупателям придется платить еще и за санкции.
Чего ждет Канада?
«Забытые» обещания. В конце прошлого года заметно усилилась риторика по поводу угрозы, которую представляют для Канады амбициозные планы американского президента по возрождению национальной инфраструктуры. Канадская пресса на все лады склоняла проект Байдена по созданию и продаже субсидированных электромобилей, возможное повышение тарифов на импорт строительного леса, и озвучивала ответные намеки отраслевых министров на будущие жесткие санкции.
Но почти нигде не упоминалось об американских инициативах, направленных на укрепление канадской инфраструктуры, которая в результате многолетнего пренебрежения ею находится не в лучшем состоянии, чем у южного соседа.
Хотя в новый закон о бюджете, против которого активно выступают республиканцы и даже некоторые демократы, включено финансирование ряда важных совместных проектов.
Например, реконструкция 561-километрового участка Alaska Highway, проходящего в основном через Юкон. Американская сторона готова оплатить работы на канадской территории, чтобы сделать поездки из города Haines, на Аляске, в Beaver Creek, на Юконе, более удобными. Но выигрывает и Канада: часть трассы пролегает по вечной мерзлоте, и по соглашению 1977 года следить за ее состоянием обязались американцы, которые до сих пор этим пренебрегали.
Запланировано также наладить железнодорожное сообщение по маршруту Торонто - Детройт - Чикаго. Но американцы предупреждают, что этого может не произойти, если Канада продолжит тянуть с расширением пограничных сервисов, таких, как возможность канадским путешественникам проходить все виды контроля еще в США.
Договор об этом был подписан Трюдо и Обамой еще в 2016 году.
А теперь железнодорожная компания Amtrak готова приступить к работе хоть завтра, но о каком-либо финансировании проекта из Канады пока не слыхать. Также, как и о других, относительно которых на этой стороне границы продолжают молчать…
Инициатива «снизу»
Работа ищет человека. Пока в правительственных верхах обсуждаются грандиозные планы снижения вредных выбросов в атмосферу, труженики нефтегазового сектора берут инициативу в свои руки. Не дожидаясь очередной волны увольнений, они активно переквалифицируются на более современные профессии, используя предоставленные возможности. В Альберте, основной нефтедобывающей провинции Канады, с 2019 года успешно работает программа EDGE UP, которую осуществляет Calgary Economic Department. В рамках этого проекта, поддерживаемого целым рядом бизнес-структур, бывшие специалисты по добыче и переработке углеродного топлива осваивают профессии в области высоких технологий, информатики, разработки компьютерных программ и кибербезопасности.
Традиционно, работники энергетического сектора меняли сферу деятельности гораздо реже, чем представители других специальностей. Но уже в начале 2020 года около 60% нефтяников и шахтеров начали трудиться в других отраслях. На первом месте оказалось производство, за ним строительство, компьютерные и высокотехнологичные услуги, корпоративные сервисы и финансы. Еще более ситуация усугубилась во время пандемии.
Уровень безработицы достиг своего пика, 16,5 процента, а число занятых в отрасли упало на уровень 2014 года, равный 26 процентам.
Интересно, что около 80 процентов участников программы EDGE UP - это высококвалифицированные специалисты: инженеры-нефтяники, геологи, химики, технологи, электрики или менеджеры.
«Более 10 процентов профессионалов из нашей программы, - говорит Жанетт Сазерленд, директор EDGE UP, - получили предложения работы еще до окончания тренинга».
Учитывая, что сегодня в Альберте остаются вакантными 2000 позиций такого уровня, удивляться этому не надо. Провинция стремительно трансформирует свою экономику, и к 2024 году местными бизнесами будет вложено в эти цели 2,3 миллиарда долларов.