О трех ангелах Авраама и не только
Повествование в стиле братьев Стругацких. Дорогие друзья! Давненько мы с вами не обсуждали наши недельные главы из Торы. Последней темой был потоп… Между тем много событий успело произойти: Авраам переместился из Месопотамии в Ханаан по слову Всевышнего… Сара была бездетна… Явились три ангела сразу на третий день после произведенного домом Авраама обрезания… Их звали: Михаэль, Рафаэль и Гавриэль.
1.
...Им нужно было переодеться в арабов и осуществить карательную акцию в Содоме и Аморе.
- Нее, ну мы что - киллеры профессиональные, что ли, уже? - сказал Рафаэль грустно. - Я вообще-то исцелять учился.
- Тихо, ребята. Сейчас этот славный человек нас накормит и выставит выпивку.
- Ну конечно: как сейчас помню - барашек нежный и хороший, а до этого еще, кажется, масло.
- А как же кашрут?
- Ну сначала масло, мацобрайд, а через час подаст барашка. Он же его не заранее готовил, он его сейчас только выберет и забьет.
- Все, замолчали. Агаллан, агаллан, добрый хозяин! Киф халлак?
Авраам, постанывая от усилившейся боли в области знака завета, неловко подвинулся, давай гостям зайти в шатер с одной из 4-х имевшихся в нем сторон.
- Я его исцелю, во, класс! - обрадовался Рафаэль. В ту же секунду Аврааму стало значительно легче. Он бодро побежал за барашком.
Барашек, не подозревавший о том, что ЮНЕСКО объявила пещеру Махпела нееврейским объектом, проворно сунулся в потайной ход. Авраам за ним. Тут обнаружились тела спящих Адама и Евы огромных размеров. Авраам ощутил аромат Эдемского сада. Он понял, что забрел в самое сердце мира, на край Айкумены. Иакум - на иврите Вселенная. Момент славы!» Я тоже хотел бы здесь лежать». «Но сейчас не время». «Я пришел сюда зачем-то ведь!» «Ах да, я бежал за бараном».
…Он стоял ошарашенный и вдыхал воздух рая. Отсюда вообще не хотелось уходить. Это было запредельное блаженство.
«Гости. Барашек» - напомнил себе патриарх. Изловив за рожки упрямца, он вывел его на свет. На обычный земной свет. Ишмаэль, сын Агари, был обучен правилам забоя скота, ему и досталась почетная роль шойхета.
Вскоре ангелы, омыв руки и ноги после долгого пути, мирно возлежали в шатре и угощались. Сара почему-то уверяла их, что вообще ничуточки не смеялась.
- Во-первых, ты смеялась, женщина, - сказал ангел, - а во-вторых, ничего страшного, вы все такие, посмотри вон на любого шейха: разве его жена скажет «а господин мой стар»?
Даже если скажет, мы исправим это на более политкорректное выражение.
Существует этикет, понимаешь?
Есть вещи, которые нельзя вот прямо так открыто заявлять. Однако ровно через год об эту самую пору я вернусь, и вот: у Сары - сын.
- Ну что ж, мы замечательно отдохнули тут у вас, а теперь нас ждет еще одно маленькое дельце.
- В Содоме и Аморе легализовали криминал и однополые отношения, - хотел было сказать Гавриэль. Но сдержался и только посмотрел страшными очами в ту сторону.
- Да, сейчас будет много негативных эмоций, - вздохнул Михаэль. - Но мне хотя бы удастся спасти Лота.
- А эти две его дочки... - начал было Гавриэль.
- Есть вещи, которые нельзя вот так открыто заявлять, - поправил его собеседник. - Пойдемте, господа!
- Подождите, есть еще маршмеллоу на огне, - позвали Авраам и Сара, счастливые и довольные. Но гости внезапно исчезли, унесенные вихрем.
2.
Содом и еще четыре города были разрушены, и так возникло соляное (Мертвое) море.
Авраам, состарившись, послал слугу искать невесту для своего сына. Сына его звали Ицхаком, а слугу – Элиэзером.
Лениво поискав в контактах, Элиэзер обновил страницу и поднял глаза от iPhone. Перед ним стояла Ривка. «Можно у вас воды попросить?» - вежливо спросил чернокожий.
Ривка кивнула. Пока он сидел и лайкал что-то в Facebook, она натаскала воды ему и верблюдам. Тогда он показал ей образцы драгоценностей в галерее картинок на сайте, предлагая выбрать. Она точно завела данные и тут же ей пришла посылка с подарками.
- А как выглядит мой будущий жених? - поинтересовалась Ривка, когда Элиэзер пришел к ней домой и познакомился с ее семьей.
- Сейчас увидишь, - ответил Элиэзер и выдал требуемую страницу.
- А что он делает?
- Молится в поле.
- А долго нам ехать до ваших мест?
- Да нет, мне тут мистер Трамп вертолет одолжил, мигом дома окажемся.
- О! Но как же я тогда упаду с верблюда?
- Да там у нас верблюды тоже есть, пересядешь с вертолета, и тогда уже сделаем этот эпизод.
- Ну хорошо. А папа мой почему вдруг исчез?
- Ну понимаешь - он меня отравить хотел, и ангел пришел и нажал на «delete Бетуэль».
- М-м, - сказала Ривка, - так, может, мы тогда уже поедем к вам? А почему вы, собственно, меня выбрали?
- Пароль совпал, - отозвался Элиэзер, запрягая вертолет.
- А. Но вы на аватарке по-другому выглядели, - не отставала Ривка.
- Так то - для конспирации! Я должен был найти добрую девушку. Добрую и красивую. Для Ицхака, сына господина моего.
- Ну что ж, я готова. А как примет меня его мать?
- Увы, она скончалась.
- Да, это так и было по сценарию… Ну что ж, в путь. Ицхак, я иду к тебе!
…Они сели в транспортное средство и сказали дорожную молитву. Семья Ривки, оглушенная шумом от взлета, попадала наземь. «Благословен, Г-сподь, Б-г Авраама»! - послышалось вслед.
Ривка укрылась шарфом и посмотрела на расстилающиеся под ними поля. А вот и Ицхак: он молился посреди поля. Она пересела с вертолета на верблюда и, конечно, едва не упала.
Ицхак был потрясающ, он молился - воздевая руки к небесам - даже без привычного электронного сидура.
...- Здесь у нас экологическая зона, никаких девайсов и аппликаций, - предупредил Элиэзер. - Напрямую взаимодействуем с Б-гом. Даже пастухи пасут скот безо всяких мобильников. Просто пасут скот, пасторально так.
- Здорово у вас! - похвалила Ривка. - Ну, я пошла в шатер.
- Ицхак, покажите девушке, где печь хлеб и зажигать свечи, - распорядился Элиэзер. Авраам воскликнул: «Замечательная девушка, она наша родственница?»
- Да, - ответил Элиэзер не без колкости, - мою родственницу не захотели ведь предложить Ицхаку, вот я вам привел ровно ту, что вы просили.
Ицхак ввел Ривку в шатер. Облако сразу же припарковалось к его острию, и стало так: «Шатер и Облако». Всходило тесто, замешанное руками Ривки. Потом засверкали звездочки свечей. Наступил шабат.
- И как это он тебя нашел, такую чудесную? - спросил Ицхак Ривку.
- Пароль подошел, - застенчиво отвечала она, закрываясь шарфом.
3.
Ривка была бездетной целых 20 лет! А в один прекрасный день
Ривка посещает Шема (сына Ноя) в пещере Шема и Эвера (по преданию, это в Цфате). Там ей делают первый в истории ультразвук (шутка, конечно: Шем, сын Ноя, просто предрек ей будущее и растолковал настоящее), и оказывается, что в ней сосуществуют сразу два младенца, толкающие друг друга в утробе. Яаков, тихий и смирный, и Эйсав, буйный и ужасный … А впоследствии эти два антипода встретятся уже в римское время.
Яаков реинкарнировался впоследствии как р. Иегуда а-Наси, а Эйсав - как Антоний (он же Марк Аврелий). В следующей нашей статье мы расскажем, почему они считались «молочными братьями» и были очень дружны между собой.