Новости экономики
Много шума из ничего
Потихоньку, не спеша… Как и предполагали многие комментаторы, международная конференция по изменению климата, проходившая под эгидой ООН, не привела к каким-либо революционным сдвигам. После двух недель горячих дискуссий пламенные борцы за окружающую среду из почти 200 стран с немалым трудом пришли к соглашению о необходимости снизить использование каменного угля, прекратить «неэффективные» субсидии на добычу нефти, и ускорить достижение поставленных ими климатических целей. Климатический пакт Глазго открывает миру путь к ограничению роста глобальных температур ниже планки 1,5 °C, ориентируясь на уровень доиндустриальных времен. При условии, правда, что крупнейшие источники загрязнения атмосферы, такие, как Китай, Индия и США, собираются выполнять свои обещания в течение следующих десятилетий, хотя даже оптимисты понимают, что это маловероятно. Тем более что Индии в последнюю минуту удалось отредактировать одно из ключевых требований итогового документа, и жесткая формулировка «прекратить использование угля» превратилась в «постепенно снизить».
Что же касается идеи создания всемирного рынка торговли «углеродными кредитами», в чем некоторые видят важную часть любых климатических решений, то обсуждение правил, регулирующих его работу, было остановлено на ближайшие шесть лет. На этом фоне озвученные с трибуны COP 26 намерения Канады «облагать углеродным налогом продукцию из стран, не имеющих серьезных климатических планов», выглядят, мягко говоря, несерьезными.
Слова и дела
Если партия велела.... «Сегодня мы ограничим выбросы от нефтегазового сектора и обеспечим их снижение уже завтра, в темпе, необходимом, чтобы к 2050 году достигнуть нулевого уровня, - заявил в Глазго премьер-министр Трюдо. - Это непростое дело для страны, производящей нефть и газ, но является необходимым шагом…». Последствия реализации этого плана вызывают некоторое сомнение. Сегодня Альберта, основная нефтегазоносная провинция страны, демонстрирует наиболее высокие темпы выхода из застоя экономики, порожденного пандемией. Как отмечает Роберт Хог, главный экономист банка RBC, в этом году рост валового национального продукта в провинции достиг цифры 5,1%, и это после катастрофического падения до 8,1% в 2020 году.
В основе успеха - повышение цен на сырую нефть и природный газ, но этим дело не ограничивается. Активизировались инвестиции в жилую недвижимость, производство и услуги, быстро растет сектор высоких технологий. Компания Amazon объявила о готовности потратить $4,3 миллиарда долларов на создание в Калгари компьютерного cloud-hub, в котором будут работать 950 человек.
Вопреки постоянным обвинениям в том, что именно Альберта является главным производителем углеродных выбросов, именно здесь реализуются наибольшее в Канаде количество программ «возобновляемой энергетики» и крупнейшие проекты использования солнечной энергии. Совместно с инвесторами из Дании будет построена станция мощностью 465 мегаватт. Еще одну «солнечную ферму» мощностью 58 мегаватт планируется создать рядом с нефтеперерабатывающим предприятием в районе Эдмонтона. Объявлено о расширении производства гидрогена. Но все это, видимо, не вписывается в мистическую картину светлого будущего, которую рисуют нам прогрессивные радетели за «новый климат». А потому - снизить, ограничить, сократить!
Крестьянская смекалка
Сильно кушать хочется… Пока фермеры по всей Канаде подсчитывают убытки, нанесенные пандемией, и радуются грядущему повышению цен на продукты, которое призвано частично покрыть их расходы на ведение хозяйства, смышленый выходец из Кашмира сам нашел выход из положения.
Автар Диллон, совладелец фермы около города Абботсфорд в провинции Британская Колумбия, давно искал культуру, выращивание которой дает хорошую прибыль. А потом решил попробовать шафран, по-научному saffron crocus, одну из самых дорогих специй на земле, 90% которой поставляет на мировой рынок Иран.
Приобретя несколько луковичек этого экзотического растения, канадский мичуринец начал экспериментировать, высаживая их в разных условиях. И хотя обычно шафран растет в регионах с жарким, засушливым климатом, оказалось, что сырая погода Британской Колумбии тоже подходит, позволяя цветкам шафрана вырастать в течение трех-пяти недель. Сегодня на полях фермы, которой Диллон владеет вместе с братом, урожай составляет 250.000 луковичек, каждая из них дает 10 фиолетовых цветочков. Внутри цветка - три красно-желтых ниточки, представляющих главную ценность растения. Их сушат при комнатной температуре, а затем продают. По словам Диллона, 400.000 ниточек эквивалентны одному килограмму шафрана, цена которого на рынке от $50 до $65 тысяч долларов. Продукцией фермера уже заинтересовались местные бизнесы из Ванкувера, особенно вегетарианские рестораны.
Вот и задумаешься: если у нас, в южном Онтарио, растут арбузы, виноград и персики, может, арендовать клочок земли и заняться шафраном? Особенно учитывая безостановочный рост цен на все остальные продукты...