Михаил Барышников: “В поисках танца”
Остановленное мгновенье. Наверное, трудно найти человека, не знакомого с именем Михаила Барышникова. Один из самых знаменитых балетных танцовщиков мира, известный балетмейстер, актер кино и театра, философ и коллекционер, фотограф и продюсер... Поклонникам искусства великого мастера компания Show One Productions в партнерстве с Lighthouse Immersive приготовила замечательный подарок - в Торонто открывается выставка его фоторабот, объединенных общим названием Looking for the Dance - «В поисках танца»...
- Об этой выставке, и о существовании коллекции, которая выставлялась в разных городах Европы, мы знали уже во время совместной с Мишей работы над спектаклем «Бродский/Барышников», гастроли которого я организовала в Торонто в январе 2018 года, - рассказывает Светлана Дворецкая, президент компании Show One Productions и со-основатель Lighthouse Immersive.
- Еще тогда думали устроить ее здесь, но по ряду причин, в том числе из-за отсутствия подходящего места, идея не была реализована.
Зато когда мы открыли наше арт-пространство, стало совершенно очевидным, что мы должны это сделать.
К сожалению, пандемия внесла свои временные коррективы. Но вот сейчас у нас, наконец, все получилось, это замечательно, это здорово! И мы очень счастливы, что Миша сам приезжает на открытие своей выставки, чтобы ее, так сказать, благословить…
В Торонто Барышников выступал не раз. Как он сам признавался в одном из интервью, этот город является для него особенным местом. Именно здесь начался его путь к свободе, когда в далеком 1974 году молодой, но уже всемирно известный солист балетной труппы Кировского (ныне Мариинского) театра принял отчаянное по своей дерзости решение не возвращаться в страну Советов.
И возможность представить свои работы в нашем городе имеет для него во многом символическое значение.
Вместе с автором и его камерой мы совершаем фантастическое путешествие в мир танца, увиденного глазами мастера. Фотографии Барышникова - это попытка передать не только движение, эмоции и чувства танцоров, но и окружающую их атмосферу.
Экспозиция организована по географическому и жанровым принципам. Ее разделы так и называются – «Индия. Деревня Нритьяграм», «Аргентина. Танцующие милонгу в Буэнос-Айресе», «Танцуя вдаль. Бразилия, Аргентина», «Такой танец. Нью-Йорк, Сиэтл, Тель-Авив, Гонолулу, Санто-Доминго».
Накануне открытия выставки в Торонто, отвечая на вопрос, что заставляет его выбирать темы, что привлекает - танец, исполнитель, или и то и другое, Барышников говорит:
- Такие танцы, как, например, танго в Аргентине, меренге и бачата в Доминиканской Республике, танец одисси в Индии являются, так сказать, культурными словарями. Они дают представление о людях, которые их создают, практикуют и любят их. Я очарован этим. Во время моей первой поездки в Индию, в 2017 году, я отправился на юг, в Бангалор, в волшебную деревню Нритьяграм и провел время с двумя лучшими танцорами мира, Сурупа Сен и Биджайини Сатпатти.
В Нритьяграме учеников и молодых девушек из местных деревень обучают одисси, образцу классического индийского танца. Танцоры не просто изучают одисси, они принимают его как образ жизни, и я испытываю к этому огромное уважение…
А кого не захватывает танго? В Аргентине я бывал много раз, но никогда только для того, чтобы фотографировать. Поэтому когда у меня появилась возможность, я выкроил время, чтобы добраться до залов Буэнос-Айреса, где танцуют милонгу. В этом есть загадка, которая меня интригует.
В этих путешествиях я ищу не только форму, но и эмоциональное воздействие с помощью цвета, жестов и отдельных па танца и танцоров...
Запечатлеть движение люди пытались с момента рождения фотографии, в начале 19-го века. Особый интерес вызывали спорт и танец, требующие от фотографа умения и способности передать экспрессию в статичном изображении. Технический и научный прогресс обеспечивал растущие возможности для этого, все более совершенным становилось оборудование для съемок и обработки материала. Постепенно выделилась новая область искусства - балетная фотография. А появление цифровых технологий вызвало настоящую революцию в этом деле.
- Думаю, это было лет 25 назад, - вспоминает Барышников, - я смотрел генеральную репетицию Триши Браун, и только что получил небольшую цифровую камеру. И я подумал, что было бы здорово увидеть, на что она способна. Около десяти лет я использовал традиционную 35-миллиметровую камеру, чтобы делать черно-белые фотографии людей и мест, но, экспериментируя с цифровой камерой на той репетиции, я получил несколько удачных кадров, которые, как мне показалось, запечатлели момент движения. Я был заинтригован, провел небольшое исследование и продолжал заниматься этим, пока не сумел сделать такие снимки намеренно...
«В поисках танца» - это продолжение моего пути к тому, чтобы запечатлеть танец в его преобразующие мгновения…
По словам самого Михаила Барышникова, секрет заключается в том, чтобы суметь предугадать, куда танцор или танцоры собираются пойти дальше.
- Это своего рода попытка ловить рыбу в мутной воде, - говорит он, - но если я смогу их опередить, то иногда получается уловить эмоцию, когда она играет на лице, вспышку цвета или след руки, рассекающей воздух, который в противном случае мог бы исчезнуть неви димым. Это проблеск скрыто го пространства в движущемся теле.
Оценивая работы Барышникова, известный английский балетный критик Клемент Крисп, в частности, писал: «Танцовщик, фотографирующий танцоров и танец, имеет исключительное преимущество: он знает, как движение «ощущается», чувствуя его все еще в своем теле, понимая его эффекты, его намерения, его форму, как в визуальном плане, так и в терминах тела, а также мускульное усилие и дисциплину, которые его создают. Он ощущает прилив энергии, знает его сенсорную форму как танцор, и, осознавая ее цель и значимость, показывает эту форму публике.
Барышников движется сам, понимает это движение в другом исполнителе, захватывая его изображение, представляет нам идею своей камеры не просто как записывающей силы, но как участника той драмы, которой всегда являются отношения между фотографом и объектом…»
Хотелось бы добавить, что в равной степени между автором и зрителем. Это подтверждается всякий раз, когда Михаил Барышников появляется на сцене, на экране и вообще на публике.
- Фигура Барышникова абсолютно загадочная, это монументальный артист и вместе с тем очень скромный человек, - говорит Светлана Дворецкая. - Я часто вспоминаю, как мы познакомились в Нью-Йорке, когда Миша устроил dry run, прогон для своих спектакля «Бродский/Барышников».
Он много думал над тем, как передать философские беседы, которые они вели с поэтом Иосифом Бродским, с которым они были очень близкими друзьями. И тогда они вместе с Алвисом Херманисом, художественным руководителем Нового Рижского театра, придумали этот спектакль, показанный в Торонто в канун 70-летия Барышникова. Он был искренне рад оказаться у нас, чтобы избежать нью-йоркской шумихи.
Миша читал стихи Бродского, он двигался, играл, работал в декорациях, абсолютно завораживая публику. Это было какое-то совершенно магическое зрелище, сильнейшее эмоциональное и интеллектуальное влияние на зрителя. Все переводилось на английский язык, так что даже англоговорящая публика смотрела и слушала, буквально затаив дыхание...
Слушая рассказ Светланы, я думаю про себя: «Вот уж поистине, если кому-то бог дает талант, то во всем». И выставка «В поисках танца», с которой можно будет ознакомиться в Торонто с 18-го сентября по 31-е октября, а может и дольше, предоставляет нам уникальную возможность прикоснуться к еще одной грани таланта Михаила Барышникова, увидеть мир танца глазами человека, посвятившего ему всю свою жизнь...
Выставка пройдет
18 сентября - 17 октября
По адресу:
Lighthouse Artspace,
1 Yonge St., Toronto
Билеты онлайн:
lighthouseimmersive.com/toronto
Беседовал со Светланой Дворецкой
Александр Герштейн
В статье использованы отрывки
из интервью Ричарда Озуняна
с Михаилом Барышниковым
для Lighthouse Immersive.