Жилье: кризис недоступности
Причины и решения. Правительство Джастина Трюдо подает себя выразителем интересов среднего класса и даже впервые завело в федеральном кабинете пост министра по делам среднего класса. Но заверения и обещания не всегда совпадают с реальностью. Вот пример: если в середине 90-х годов на жилье уходила в среднем четверть доходов среднего класса, то к настоящему времени – около трети.
Дороговизна жилья является жизненно важной проблемой для многих обитателей Канады и не случайно она стала одной из ведущих тем нынешней предвыборной кампании.
Мэры ведущих городов страны неоднократно выступали с различными обращениями относительно жилищного кризиса. Они могли бы, впрочем, указать и на основную причину дороговизны жилья. Она им хорошо известна, ведь именно в мегаполисах ежегодно оседают сотни тысяч иммигрантов и беженцев, к появлению которых жилищный рынок совершенно не готов.
Спрос на собственное, арендованное и субсидированное жилье порождает дефицит, невиданный рост цен и «кризис доступности». И именно ведущие города расплачиваются за гордые отчеты федерального правительства о новых численных рекордах в иммиграции. В этом году правительство Трюдо обещает принять более 400 тысяч переселенцев, но не обещает обеспечить их доступным жильем.
Почти 68 процентов жителей Канады имеют собственное жилье. В Торонто – 66,5 процента. Это достаточно высокие показатель обеспеченности собственным жильем. Но проблема не в обеспеченности жильем, а в том, что и собственное жилье, и арендованное стали невероятно дорогими.
Наряду с иммиграцией, существенную рост в ажиотаже цен играет и спекулятивный интерес. Дефицит – это всегда сфера наживы и надежд. Жилищный рынок очень привлекателен для желающих пристроить деньги, обеспечить свое будущее и будущее своих детей. Отдельные фискальные меры в отношении зарубежных покупателей и спекулянтов создают дополнительные доходы бюджетам, но проблему доступности жилья не решают. Не решает эту проблему и карательный подход к мелким владельцам жилья арендованного жилья, сделавший их бесправными и беззащитными перед недобросовестными жильцами и жилищными аферистами.
Жилищная ситуация год от года становится все более трудной. Особенно тяжело приходится людям с низким доходом, работающим в частном секторе. Таких особенно много среди не-европейского населения, ставшего большинством в Торонто и других мегаполисах. Нарастающий жилищный кризис – это и есть самый реальный «системный расизм»!
Осообенно трудно приходится молодым людям: среди 20-34-летних сообственное жилье имеют 43,6 процента, а среди тех, кому от 55 до 64 – 76,3 процента. У молодых все впереди, еще успеют купить свое жилье? По данным Статистической службы Канады, год за годом неуклонно снижается число людей, сумевших приобрести собственное жилье до достижении 65 лет.
Причина понятна: рост стоимости жилья значительно обгоняет рост доходов. В результате сейчас почти четверть канадских домохозяйств отдают за жилье больше, чем могут себе позволить, более трети своего дохода. В Торонто таковых 33,4 процента, больше, чем в Ванкувере.
Правда, арендная плата пока что несколько притормозила свой рост, и сейчас средний рент в Канаде стоит 1752 доллара, или на 200 долларов дешевле, чем два года назад. Но квартирная плата по-прежнему съедает значительную часть доходов жителей ведущих городов, и не дает им возможности накопить на собственное жилье.
Разумеется, лидеры основных партий дают разнообразные обещания о решениях жилищной проблемы. Особенно утопическими выглядят обещания консерваторов: миллион жилищ всего за три года! Другие партии обещают новые субсидии на различные виды фактически социального жилья, субсидируемого налогоплательщиками, что приведет к росту числа желающих и лишь усугубит проблемы.
На этот год аналитики прогнозируют 16-процентный рост стоимости собственного жилья. Схожая ситуация и на рынке нового жилья: с июля прошлого года по июль нынешнего подорожало в Канаде в среднем почти на 12 процентов. Рекордный рост стоимости нового жилья отмечался в регионе Китченер-Кэмбридж-Уотерлу: 27,7 процента!
Ни одна зарплата в Канаде не растет темпами, хотя бы приблизительно схожими с темпами роста собственного и арендуемого жилья. И единственным решением этой проблемы может быть только реальная массовая программа строительства жилья. Такая программа невозможна без серьезных налоговых и других льгот для инвесторов и бизнесов, работающих в этой сфере. Бизнес удовлетворит любой спрос, если ему это будет выгодно и если ему не будут мешать это делать из идеологических или других соображений. Кроме того, необходимы очень широкие субсидии и льготы для желающих приобрести такое жилье. Массовое жилищное строительство жизненно необходимо Канаде, и к тому же оно может очень помочь экономике страны, нуждающейся в реальных стимулах на выходе из коронавирусного кризиса.
А.Г.
«Русский Экспресс»