Поздравляем с юбилеем!
Судьба человека. Аркадию Ильичу Новокольскому, ветерану Великой Отечественной войны, исполнилось 100 лет. Его жизнь вместила в себя целую эпоху, историю страны, которой он честно служил и храбро защищал, невзгоды, которые он стойко переносил, и несправедливость, с которой боролся, невзирая на последствия.
«Бывают отдельные случаи, отдельные судьбы людей, которые становятся достоянием многих, ибо цена того урока настолько высока, так много вмещает в себе та история, что пережитое одним человеком как бы распространяется на всех, живших в то время, и даже на тех, кто придет следом позже…». Чингиз Айтматов «И дольше века длится день».
В этих строках из романа великого писателя как в зеркале отражается судьба ветерана Великой Отечественной войны Аркадия Ильича Новокольского, которому исполнилось 100 лет. Его жизнь вместила в себя целую эпоху, историю страны, которую он честно служил и храбро защищал, невзгоды, которые он стойко переносил, и несправедливость, с которой боролся, невзирая на последствия.
Выпускник Московского Краснознаменного военно-авиационного технического училища, лейтенант Новокольский встретил войну в первые же ее минуты.
Зимой 1940 года молодой специалист по аэро- и фотооборудованию самолетов был направлен в Белоруссию с задачей наладить работу фототехнической лаборатории 314-го полка дальней разведывательной авиации Западного особого военного округа, который ускоренными темпами формировался в Барановичах.
- Прибывала молодежь, летчики, штурманы, также выпускники училищ, - вспоминает Аркадий Ильич, - поступала новая техника…
Несмотря на солидный возраст, ветеран готов рассказывать о каждом самолете, о каждом событии, так, как будто все это было вчера.
- Мы получили двухкилевые, двухмоторные машины ББ-22, сзади пулемет, спереди пушка. Я уже после войны узнал, что это были новейшие ЯК-4, скорость - до 650 км в час. А в то время даже истребители И-15, И-16 давали только 300 км в час. Готовились усиленно, но не успели. Ранним утром 22 июня немцы начали массированные бомбежки и двинулись через границу. Но самолеты нашего полка остались невредимыми, потому что командир, участник боев в Испании, чувствовал, к чему дело идет. Он устроил накануне учебную тревогу, приказал установить пулеметы и аэрофотоаппараты, и замаскировать машины на лесных опушках …
Фашисты стремительно наступали, и после проведения воздушной разведки полк получил приказ двигаться в направлении Минска, а затем далее, к Москве. Но неожиданно технику и личный состав перебросили в Павлодар.
В общей неразберихе персонал фототехнической лаборатории оказался забытым. Лишь после выяснения, кто есть кто, Аркадия Новокольского откомандировали обратно в Москву, в окрестностях которой базировался Дальний разведывательный авиаполк Главного Командования РККА.
Получив назначение на должность главного техника полка по аэрофотооборудованию самолетов, молодой офицер занялся усовершенствованием аппаратуры для ночных съемок, участвовал в боевых вылетах под огнем врага.
За активное участие в обороне Москвы и последующем контрнаступлении его авиаполк получил звание Гвардейского, а сам Новокольский, в составе группы летно-технического состава, удостоен правительственной награды.
К этому прибавились именные часы от командующего ВВС за разработку оригинального прибора, значительно улучшающего работу самолетов воздушной разведки.
Аркадий был направлен на учебу в Военно-воздушную академию имени Н.Е.Жуковского, принимал участие в Параде Победы на Красной площади.
После окончания войны продолжил работать в области аэрофотографии, в Артиллерийском институте приборостроения НИИ-5, затем был переведен в Шяуляй, в полк бомбардировочной авиации. А в середине 50-х, когда Н.Хрущев начал сокращать офицерские кадры, гвардии капитан Новокольский принял нелегкое решение демобилизоваться.
Вышестоящему начальству это не понравилось, и с офицером свели счеты, уволив без пенсии. Но жизнь сызмальства приучила Аркадия надеяться только на себя и, заранее освоив гражданскую специальность, он устроился на работу в тот же НИИ-5, одновременно став студентом-заочником Всесоюзного института связи. Окончив его, более 20 лет возглавлял научно-исследовательский отдел Института электрофотографии в Вильнюсе. С 1989 года живет в Канаде, является членом Канадской Ассоциации ветеранов Второй мировой войны с момента ее основания.
В связи со знаменательной датой в Центре для ветеранов госпиталя Sunnybrook, где живет теперь Аркадий Новокольский, состоялось праздничное мероприятие. От имени мэра Торонто Джона Тори и городского совета, Джеймс Пастернак, советник по 6-му округу, вручил имениннику юбилейный адрес.
«День рождения - это радостное событие, позволяющее заглянуть в основные моменты своей жизни, - говорится в нем.
- Каждый год вы можете с гордостью размышлять о своем бесценном опыте и с воодушевлением смотреть на то, что ждет вас впереди.
Когда вы празднуете с друзьями и семьей, мы надеемся, что воспоминания и значимые отношения, построенные на протяжении многих лет, приносят вам много счастья. Мы еще раз выражаем наши теплые поздравления и желаем Вам всего наилучшего в будущем».
От имени Совета директоров Ассоциации ветеранов Второй мировой войны из Советского Союза поздравление и памятный подарок вручил юбиляру президент Ассоциации Юрий Соловьев.
Со столетием со дня рождения от всей души поздравила ветерана редакция газеты «Русский Экспресс», на страницах которой мы не раз рассказывали о его жизни и судьбе. Желаем Вам здоровья, уважаемый Аркадий Ильич, и до 120!
Александр Герштейн