История освобождения
Преемственность лидеров поколений. Рабанит Лея Якоби написала историю Любавичских Ребе, а сейчас, в эти дни, мы как раз ищем материалы, которые освещали бы Праздник Освобождения 6-го Любавичского Ребе Иосефа-Ицхака (сокращенно: Раяца) из сталинских застенков. И вот автор с удовольствием предоставила нам этот фрагмент из своей книги-альбома, полного историй и фотографий. Мы рекомендуем вам приобретать эту книгу для вашей семьи и учебных заведений – она незаменима.
Место действия: Советская Россия. Время: 1927 год.
«Молодой Менахем-Мендл возвращается в Ленинград, чтобы доложить о положении дел на местах своему Учителю. Он подходит к дому Раяца 15 Сивана 1927 года.
В доме обыск. Хая Мушка (дочь Раяца) встала у открытого окна своей спальни и увидела, что к их дому приближается ее жених. Перегнувшись через подоконник, она громко и выразительно проговорила: «У нас — гости». Хая Мушка также в опасности, но она проявляет поразительную силу и твердость духа, находчивость и редкое мужество для девушки.
В момент обыска в квартире отца был отдан приказ впускать всякого и никого из квартиры не выпускать. Когда обыскивающие квартиру, Нахмансон и Лулов, спросили у дочерей Ребе, к какой партии они принадлежат, то получили ответ – «К партии отца». (грубый Лулов и обходительный Нахмансон в сопровождении конвоиров увели Раяца на допросы в НКВД). Это закончилось арестом и освобождением, а в итоге – изгнанием из страны.
После предупреждения Менахем Мендель всю ночь пешком обходит тех, у кого могут быть компрометирующие документы, чтобы уничтожить их. Ранним утром он уезжает в Москву и через Германское посольство извещает мир об аресте Ребе Раяца, чем срывает план коммунистов, жаждавших немедленного уничтожения, ликвидации «контр-революционного раввина Шнеерсона». Благодаря этому уже на следующий день утром в европейских газетах появилось сенсационное сообщение: «В Совдепии арестован Любавичский Ребе».
Тем самым план тайно арестовать и расправиться с Ребе прежде, чем об этом станет кому-либо известно, был сорван. Хая Мушка спасла отца и будущего мужа.
Пишет Ребе Раяц: «Против меня были собраны «улики» и сфабрикованы обвинения в «чудовищных преступлениях». Мое положение усугублялось тем, что все это, якобы, предпринималось мною «намеренно и обдуманно по заранее составленной программе».
В ГПУ не пожелали ограничиться тем, что засудят меня по закону, — тогда бы мне полагалось 10 лет ссылки в Сибирь, куда обычно ссылают убийц, закованных в кандалы. Их целью было довести меня до состояния полной подавленности, а затем — уничтожить. С целью запугать страну, они решили арестовать руководителей, стоящих во главе своих народов и религий, и совершить над ними расправу. Среди евреев и раввинов нашей страны они избрали меня.
Первый приговор (в графе «Мера наказания» значилось: расстрел) на рассвете 17 Сивана был наиболее жестоким. Но милосердие Б-га бесконечно! (Из письма).
Весь трагический период заключения Р. Раяца в застенках Лубянки его будущий зять предпринимал титанические усилия для его скорейшего освобождения. Ему самому пришлось на время скрыться от властей в Луге, у раввина р. Ханоха Эткина.
Намного позднее хасид р. Шнеур Залман Духман на фарбренгене 12 Тамуза в «770» сказал всем присутствующим: «Если бы не Ребе Менахем Мендель, кто знает, могли ли бы мы отмечать праздник Освобождения Ребе Раяца 12 Тамуза». Смертный приговор Ребе Раяцу был заменен на ссылку в Кострому. От выезда в Кострому в субботу Ребе Раяц отказался категорически. Ему был предоставлен дипломатический поезд, ехать в субботу его не смогли вынудить. Он получил удары от обозленных агентов, чье достоинство было им попрано.
Объясняется в хасидут Хабад, что арест Главы поколения затрагивает всю систему мироздания. Эти муки Ребе принял и претерпел, чтобы его поколение выстояло.
Ребе Раяца называют «бааль исурим» – «знающий, как правильно принять страдания». Это выше уровня бааль тшува.
Ведь страдание и есть очищение сосуда для принятия Торы и мицвот с полной отдачей в месирут нефеш, до полного самопожертвования. Страдал он, очищая свое поколение и помогая ему выжить. Чудо спасения Ребе Раяца в 1927 году происходило поэтапно. Расстрел заменили ссылкой на Соловки, затем ссылкой в Кострому, а затем уже наступило освобождение. Зачем нужны эти этапы? Отвечает Любавичский Ребе: цель поэтапного освобождения главы поколения была в том, чтобы весь мир по своей инициативе перешел к изучению Торы и соблюдению заповедей, чтобы правительства мира поняли, что они должны не мешать, а помогать евреям.
Если бы освобождение Ребе Йосеф-Ицхака свершилось чудом в один день, то оно не смогло бы внедриться в рамки нашего материального мира. Поэтапность Освобождения обращает темноту галута в свет и делает мир сосудом Божественного света, когда мы соблюдаем Тору и заповеди во время изгнания, не обращая внимания на окружающие нас трудности.
Евреи Союза и других стран обратились к небесам в молитвах и слезах, выпрашивая милосердия Всевышнего, которое облеклось в действия определенных людей.
Когда от советского посла в Латвии стало известно, что именно в руках М. Дубина находятся ключи от желанного для Москвы договора, перед гостем из Риги открылись все двери. Именно Мордехай Дубин добился окончательного указания в Москве, чтобы Ребе выпустили вместе с семьей и со всеми его рукописями, книгами и архивом.
Прошло время, и 16 октября 1948 года М. Дубин был приговорен к 10 годам тюремного заключения. Сначала он отбывал наказание в Бутырской тюрьме. 12 января 1952 года его отправили «на принудительное лечение в соединении с изоляцией» в спецпсихиатрическую больницу МВД в Тулу. Последнее сообщение о раввине Мордехае Дубине было получено в 1956 году. Светлая память героям!
Хая Мушка поехала в Кострому с отцом, чтобы заботиться о нем и обеспечивать ему нормальный быт. Они прибыли как раз в день рождения Ребе Раяца 12 Тамуза, расположились и пошли отмечаться в милицию. Когда по дороге к регистратуре в участке, кто-то сообщил об освобождении Ребе, Хая Мушка принялась плясать, восторженно напевая: «Нет, нет никого, кроме Б-га одного!.. Не боюсь я никого, кроме Б-га одного!..»
Это был выходной день и официальное освобождение пришло 13 Тамуза 1927 года. Поэтому мы празднуем День Освобождения два дня.
Ребе Раяца выпустили в ответ на все усилия преданных учеников и всей еврейской общественности. Ребе Раяц потребовал, чтобы жениху его дочери Менахему Менделю было позволено покинуть советскую Россию.
Это вызвало сопротивление со стороны чиновников, и один из них насмешливо сказал Ребе Раяцу: «Ну, ты-то легко найдешь любого жениха для твоей дочери и за границей!» На что он ответил с чрезвычайной серьезностью: «Нет, такого жениха больше нигде не найти». Раяц поставил условие: если не выпустят р. Менахема Мендла, то и он сам не уедет добровольно. Поскольку советские власти старались как можно скорее отделаться от еврейского религиозного лидера, причинившего им столько неприятностей, они согласились на это условие.
Необходимо было покинуть эту страну как можно быстрее, но сначала посоветоваться и проститься с отцом. Ребе Раяц в сопровождении своей дочери Хаи Мушки нелегально едет в Ростов на могилу (Оэль) Ребе Рашаба.
В Риге Менахем Мендель становится личным секретарем Ребе Йосефа Ицхака.
Так свершается преемственность лидеров поколений.
Да раскроется праведный Мошиах немедленно в эти (22-23.06.2021 г.) самые дни! Их потенциал огромен.