Новости экономики
Эпидемия долгов.
Падение доходов. Пандемия еще больше ухудшила финансовые проблемы многих жителей Канады. По последним данным, больше чем половину населения от банкротства отделяют 200 долларов или менее того. Вероятно, эти цифры несколько драматизированы, но, тем не менее, они отражают реальную ситуацию: борьба с пандемией продолжается с удвоенной силой в виде все новых запретов и ограничений. А это означает, что многие люди остаются лишенными прежних источников дохода. При этом помощь со стороны правительства не всегда является адекватной по размеру и временным срокам.
В результате сейчас у среднестатистического жителя страны после выплаты всех расходов остается всего 625 долларов – на 108 долларов меньше, чем было в декабре прошлого года. Как результат, четверть жителей страны сейчас имеют больше долгов, чем до начала пандемии. 14 процентов из них вынуждены использовать кредитные карточки для того, чтобы оплачивать свои ежемесячные расходы, что во многих случаях ведет к дальнейшему наращиванию критических долгов.
Является ли парадоксом то, что накопление долгов происходит на фоне сокращения расходов канадцев? Ведь они теперь могут сэкономить из-за невозможности тратить деньги на такие привычные в прошлом нужды, как путешествия и развлечения? Разгадка этого парадокса в том, что исчезнувшие рабочие места и собственные бизнесы уже не дают людям возможности оплачивать свои текущие расходы, и в первую очередь кредиты и другие задолженности, которые, в отличие от доходов, никуда не делись.
Еще один парадокс в том, что в прошлом году количество персональных банкротств сократилось до самого низкого за двадцать лет уровня. Но это тоже нетрудно объяснить: в разгар первого года пандемии финансовые учреждения Канады в той или иной мере пошли навстречу своим должникам по условиям выплаты кредитов. Надежды на скорое экономическое оживление пока что откладываются, а это означает, что долговые и финансовые проблемы многих канадцев в ближайшей перспективе будут только углубляться.
Между тем, трудности с доходами и долгами затрагивают далеко не всех. У той достаточно широкой части населения, которой не грозит исчезновение заработка, дела идут не так плохо. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что в период пандемии 23 процента опрошенных канадцев вложили деньги в ремонт и улучшение своего жилья.
Дорогостоящая мечта - жилье.
Сколько нужно зарплат. Собственное жилье становится все более дорогостоящей мечтой в Канаде. Об этом говорит сравнение дохода и стоимости жилья за последние сорок лет. Если в 1980 году средняя стоимость жилья в Канаде измерялась тремя годовыми доходами среднего домохозяйства, то к началу 2000-х годов этот показатель вырос до четырех доходов. Еще через десятилетие для покупки жилья требовалось уже пять годовых доходов, а затем разрыв между этими двумя показателями начал стремительно увеличиваться. Сейчас для покупки жилья требуется уже семь с лишним годовых доходов. Иными словами, жилье стало в два с лишним раза дороже относительно дохода канадцев. Естественно, в мегаполисах жилье дорожало еще более быстрыми темпами. В частности, в Большом Торонто с примерно трех годовых доходов в 1980 году до десяти в 2020. К сожалению, в этом исследовании нет данных по центральной части мегаполиса, то есть территории муниципалитета Торонто, где рост цен был абсолютно шокирующим. Авторы исследования указывают на то, что основной причиной роста стоимости цен являются низкие банковские ставки. В значительной степени это так, поскольку, с одной стороны, люди имеют возможность платить меньше за жилищный кредит, но с другой стороны, низкая инвестиционная отдача на денежные инвестиции поддерживает растущий интерес к недвижимости и, тем самым, неуклонный рост цен.
Вред социальных сетей.
Виртуальная жизнь в ущерб нормальной. Чрезмерное увлечение социальными сетями вредно для здоровья. Это подтверждает исследование, проведенное Статистической службой Канады среди жителей страны в возрасте от 15 до 64 лет, регулярно пользующихся социальными сетями. Как оказалось, 19 процентов из них испытывали недостаток сна из-за постоянного пребывания в социальных сетях. 22 процента ограничили свою физическую активность, 18 процентов испытывали трудности с концентрацией на своих делах. 13 процентов участников опроса сообщили о появлении негативных эмоций, включая подавленность, беспокойство, раздражение, а также зависть по отношению к другим участникам онлайнового сообщества. Особенно широко негативные эмоции и другие отрицательные эффекты увлечения виртуальным общением распространены среди молодежи в возрасте до 30 лет. В среднем 78 процентов канадцев регулярно посещают социальные сети, причем среди тех, кто моложе 40 лет, этот показатель достигает 90 процентов.
Отметим, что эти данные были собраны Статистической службой Канады еще к 2018 году и обработаны только недавно. Между тем, с начала пандемии из-за коронавирусного сидения дома погружение людей в социальные сети значительно выросло.