Полеты во сне и наяву
Спи, моя радость, усни. Хотите - верьте, хотите - нет, но одну третью часть времени нашей жизни мы тратим на сон. В среднем, конечно, ибо это зависит от состояния здоровья в целом и психики в частности, от условий существования и многого другого. А то, что нам снится, может быть отражением не только наших скрытых помыслов, но и, к примеру, общественно-политической ситуации…
Ведь не случайно именно сну посвящается такое количество пословиц и поговорок, как в русском, так и во многих других языках народов мира. Вот лишь малая часть из них: «как живется, таково и спится», «сон в руку», «что думается, то во сне видится», «во сне не приснится», и так далее. В английском сон и мечта вообще называются одним словом - dream.
Так вот, изучая работу мозга во время сна, исследователи из разных стран пришли к интересным выводам. Оказалось, что в течение последнего года, прошедшего под знаком коронавируса, наряду с традиционными расстройствами - бессонницей, тревожным состоянием, - люди в разных концах света неожиданно изменили свои многолетние привычки, стали дольше спать и позднее вставать.
А сны, которые мы видим, стали более яркими, жизненными и запоминающимися, чем обычно.
Это стало особенно очевидным в первые несколько месяцев стремительного распространения пандемии по всему земному шару. Сравнивая время сна в разных странах, ученые обнаружили, что жители Северной Америки предавались объятиям Морфея на 45 минут дольше обычного, Швеции - всего на 15 минут, зато России - на целых полтора часа!
Объяснением может служить то, что привычный ритуал раннего вставания с постели оказался нарушенным. Вдруг стало ненужным собирать детей в школу или стараться успеть вовремя на работу, и мозг пользуется выпавшей ему возможностью еще немного отдохнуть.
Хотя отдых в данном случае - понятие весьма относительное. Упорядочивая новую информацию и очищаясь от вредных веществ, наш мозг во время сна не отдыхает, а работает, сообщаются и реорганизуются нервные клетки, поддерживая его функции.
Особый интерес представляет феномен утренних снов. Доктор наук Елизавета Соломонова, которая занимается исследованиями этой темы в Университете Макгилл, в Монреале, считает, что связь между жизненными сновидениями и утренним сном очевидна.
- Наиболее яркие, захватывающие, ограниченные во времени и пространстве сны мы видим именно по утрам, - говорит она. - А то, что происходит в них, связано не с самой пандемией, а с невозможностью достигнуть желаемого.
Вынужденные сидеть по домам, люди чувствуют свою бесполезность, или пытаются раз за разом успеть на самолет, автобус, но не в состоянии сделать этого...
То, что происходит с нами в реальном мире, все равно так или иначе отражается в сновидениях, высвобождая из затаенных глубин подсознания наши страхи и тревоги. Кому не знакомы сны перед экзаменом, когда вскакиваешь в холодном поту, потому что не помнишь ответа ни на один вопрос, а перед поездкой - что потерял паспорт и билет?..
То же самое можно отнести и к теме пандемии. Как бы мы ни старались поменьше предаваться раздумьям о тяготах жизни, которые влечет за собой коронавирусное цунами, окружающая нас действительность все равно заставляет это делать.
Опросив сотни тысяч добровольцев в нескольких странах, ученые выявили наиболее распространенные сны-страшилки. Среди них, например, нашествие самых разнообразных насекомых, от каких-то жуков и пчелиного роя, до бесчисленного множества тараканов. Таким образом, по мнению исследователей, трансформируется в нашем мозгу страх перед всепроникающим вирусом.
Еще одна категория снов связана с масками, превратившимися за этот год в обязательный атрибут нашей жизни.
Одним снится, что, вернувшись с улицы в дом, они приносят в своей маске какую-то грязь, другим - что они оказались в помещении, переполненном людьми без масок, и пытаются найти выход оттуда.
Ряд ученых высказывает предположение, что у некоторых людей боязнь заразиться вирусом уводит страх перед одиночеством на второй план, до тех пор, пока они не увидят себя во сне полностью изолированными.
Продолжающееся закрытие границ полностью изменило наши взгляды относительно неудобств, которые сопутствуют авиапутешествиям. В утренних снах видим мы очередь на паспортный контроль, и сладкой мечтой кажутся теперь долгие часы, проведенные в тесном самолетном креслице.
А учитывая общеизвестные успехи в области вакцинации и попытки как-то обуздать распространение зловредных вариантов, хочется вновь обратиться к сокровищнице народной мудрости. Подумайте только, каким оптимизмом исполнены эти слова: «сон - лучшее лекарство», «меньше знаешь - крепче спишь», и наконец – «прошло как дурной сон». Последнее особенно…
По материалам канадской прессы Александр Герштейн.