Новости экономики
Продление пособий.
Нормализация откладывается. Как сообщил премьер-министр Джастин Трюдо, правительство Канады продлило срок получения эпидемических пособий Canada Recovery Benefit и Canada Recovery Caregiving Benefit. Теперь продолжительность этих пособий, составляющих 500 долларов в неделю, вырастет до 38 недель вместо прежних 26. Кроме того, правительство планирует увеличить срок получения пособия по болезни (sickness benefit) с двух до четырех недель. Также правительство намерено увеличить продолжительность получения пособия по безработице до 50 недель вместо прежних 26 недель для тех, кто подал на это пособие в период с прошлого сентября. Все эти решения связаны с тем, что из-за возвращения локдаунов и продления эпидемических запретов и ограничений перспектива восстановление экономики и рабочих мест откладывается, - как, впрочем, и нормализация жизни в стране.
Кстати, профсоюзы добиваются от правительства продления эпидемических пособий до как минимум конца текущего года. Таким образом, юнионисты предполагают, что экономика страны еще очень далека от резкого пост-пандемического подъема, на который надеются довольно многие аналитики, политики и бизнесмены.
Новый взгляд на долги.
Возможности прощения. Пандемия ускорила различные социально-экономические перемены или, как минимум, оживила дискуссии о необходимости таких перемен. К примеру, работа из дома стала очень распространенным явлением, как и учеба на дому. Ну, а различные эпидемические пособия для жителей Канады не особенно отличаются от предлагавшегося на протяжении последних лет гарантированного минимального дохода. В последнее время активно обсуждается и тема debt forgiveness. Прощение долгов в различных вариантах предлагается как для частных лиц, так и для малых бизнесов, которым пришлось особенно трудно из-за коронавирусных запретов и ограничений. Проведенный недавно опрос показал, что 80 процентов поддерживают списание долгов неизлечимо больным людям. 72 процента считают необходимым прощение долгов тем, у кого умерли близкие родственники. 63 процента полагают, что прощение долгов должно следовать за потерей работы. Кроме того, немалое число канадцев поддерживают и списание студенческих долгов за образование.
Кстати, более 40 процентов студентов имеют такие долги после окончания университетов и колледжей, и примерно половина из них обременены задолженностью в размере более 25 тысяч долларов. Разумеется, предложения по отмене долгов довольно далеки от реального осуществления – хотя бы потому, что долги одних это доходы других. Но широкая поддержка debt forgiveness говорит еще и о том, что политикам на каком-то этапе придется обратить внимание на этот «социальный заказ» общества.
Чувство стресса и депрессия.
Еще до пандемии. Пандемия значительно усилила эмоциональные и психологические проблемы, которые и в прежнее время были свойственны довольно многим жителям страны. Еще до появления коронавируса значительная часть канадцев страдали от стресса.
Еще до того, как нормальная жизнь была разрушена режимом запретов и ограничений, около трети опрошенных принимали антидепрессанты из-за хронического беспокойства. А ведь это показатели «мрого времени», когда в мире не было пандемии, а канадцы жили в условиях достаточной стабильности, комфорта и безопасности, до того, как появились самоизоляция, различные запреты и атмосфера страха перед коронавирусом.
Кстати, среди женщин стресс еще до пандекмии был распространен значительно более широко – и именно женщины пострадали в коронавирусного режима больше всего, поскольку большинство потерянных рабочих мест были «женскими» - торговля, сфера обслуживания, ресторанная отрасль и так далее. Вторая группа стресс-риска – это молодежь, и именно это часть населения Канады также оказалась среди основных по потерям рабочих мест. Потеря работы стала одной из основных проблем канадцев. В апреле 2020 года трудились только 60 процентов работоспособных жителей страны – это, вероятно, самый низкий показатель за всю историю страны. К осени этот показатель вырос на несколько процентов, но затем новь опустился ниже 65 процентов из-за возвращения локдаунов.
Хотя дети не обязаны трудиться, но и на них очень негативно сказались перемены в общественной жизни, связанные с пандемией. В разгар эпидемии Статистическая служба Канады сообщила о том, что после введения дистанции и масок у 57 процентов детей и подростков в возрасте от 12 до 17 лет ухудшилось психоэмоциональное состояние. По мнению психологов, запреты на личные контакты, ограничения физической и интеллектуальной активности могут спровоцировать у детей депрессию.