Пуримская радость
Какова причина великой радости в праздник Пурим? Когда и как будут его отмечать? Чтобы понять это, начнем рассказывать историю, которая восходит к эпохе 2500-летней давности.
В Шушане (в Сузах), персидской столице, жило значительное число евреев, главой которых был Мордехай, весьма богобоязненный и ученый муж. В царствование одного из преемников Кореша, известного в Книге Эстер под именем Артаксеркс или Ахашверош, имела место история Пурима.
Ахашверош не был законным наследником персидского престола. Он провел много успешных войн, вследствие которых он стал царствовать над огромной империей, состоявшей из ста двадцати семи провинций и простиравшейся от Индии до Эфиопии.
Ахашверош был женат на Вашти, дочери последнего персидского царя Валтасара и внучки Навуходоносора.
Итак, Ахашверош управлял своим царством железной рукой, никогда не останавливаясь перед казнью того, кого он подозревал в измене.
Приостановив строительство Дома Б-жьего в Иерушалаиме, царь Ахашверош несколько забеспокоился. Ибо предсказанные еврейскими пророками семьдесят лет изгнания подходили к концу. Ахашверош боялся, что восстановление еврейского государства и отстройка Храма в Иерушалаиме может потрясти основы его империи. Поэтому он с тревогой ожидал конца этих семидесяти лет. По расчету Ахашвероша, семьдесят лет еврейского изгнания должны были закончиться в третьем году его царствования. Когда это время пришло, и ничего неприятного для него не случилось, он торжествовал, считая, что в этой части еврейские пророки ошиблись.
Таким образом случилось, что на третьем году своего царствования Ахашверош устроил грандиозный пир, который должен был длиться целых сто восемьдесят дней. Он пригласил на этот пир всех принцев, всю знать и высокопоставленных чиновников. На этом пиру были широко показаны все богатства персидского двора. В конце великолепного бала Ахашверош устроил специальный семидневный банкет для всего населения Шушана.
Евреи были также в числе приглашенных на царский пир. Однако Мордехай убеждал евреев не посещать дворец, чтобы не соблазняться трефной пищей и вином. К сожалению, многие евреи не могли устоять против соблазна и не посчитались с мнением и предупреждением Мордехая. К своему ужасу, они на пиру узнали некоторые святые сосуды Бет-Амикдаша, украшавшие царский стол в числе прочей столовой посуды. И все же они проглотили свою обиду за поруганную честь своего Святилища и остались веселиться вместе с остальными гостями.
Это вызвало Б-жий гнев, и Б-г решил, что непослушный народ должен в полной мере пострадать от преследований Амана, пока не вернется к Б-гу от всего сердца, искренне, и будет спасен.
В то время как царь Ахашверош принимал своих гостей, царица Вашти устроила бал для женщин в своих апартаментах.
На седьмой день банкета царь, язык которого развязался от выпитого вина, начал хвастать своим богатством, своей огромной империей и, наконец, своей царицей, которая, по его словам, не имеет себе равных по красоте и очарованию. Чтобы доказать, насколько его хвастливые слова верны, царь послал за Вашти – пусть, мол, сама явится гостям без одежды - во всей своей красе! Вашти это страшно обидело, и она с негодованием отказалась выполнить сумасбродное повеление царя.
Царь Ахашверош был разъярен. Он попросил своих мудрецов осудить Вашти за неповиновение. Никому не известный до того времени мелкий чиновник по имени Мемухан, который в дальнейшем стал известен под именем Аман, был единственным советником, осмелившимся высказать свое мнение. Он посоветовал царю отстранить Вашти от царства и выбрать себе более достойную царицу на ее место, с тем, чтобы другие жены не посмели по примеру Вашти выказывать неповиновение своим мужьям и обращаться с ними непочтительно.
Царь одобрил этот совет, и Вашти была тут же казнена. После этого начали по всему царству искать достойную жену для царя. Со всех концов огромной империи начали доставлять в царский дворец самых красивых девушек, чтобы царь выбрал себе из них царицу вместо Вашти.
Мордехай, упомянутый выше, имел очаровательную и добросердечную двоюродную сестру по имени Эстер, или Адасса. Она была круглой сиротой и воспитывалась у Мордехая как родная дочь. Когда во дворец были взяты самые красивые девушки для соревнования, Эстер оказалась в их числе. Однако по совету Мордехая она скрыла свое еврейское происхождение до поры до времени, когда ей можно будет открыть свою тайну.
Ахашверош был очарован привлекательностью и красотой Эстер и избрал ее своей царицей. Эстер окружила себя преданными еврейскими слугами, которые снабжали ее кошерной пищей и не выдавали ее тайну.
По рекомендации царицы Мордехай стал царским советником и часто посещал царский дворец. Вскоре после этого Мордехай вскрыл покушение на жизнь царя, которое замыслили два царских камергера. О заговоре Мордехай донес Эстер, а царица доложила об этом царю от имени Мордехая. Преступление подтвердилось, и заговорщики были повешены. Согласно обычаю, все это было надлежащим образом занесено в царскую летопись.
Аман
Среди придворных Ахашвероша особым любимцем царя стал Аман, который был потомком Амалейка, заклятого врага израильтян. Он был одним из богатейших людей своего времени, поскольку присвоил себе нечестным путем сокровища царей Иеудеи. Ахашверош, учитывая большие богатства Амана, назначил его премьер-министром.
Был издан царский указ, чтобы все царские слуги падали ниц перед Аманом. Мордехай заявил, что он преклоняется только перед Б-гом, и решительно отказался выполнить этот Царский указ, несмотря на сделанные ему повторные предупреждения. Тщеславный Аман пришел от этого в ярость, и когда он узнал, что Мордехай еврей, решил отомстить не только ему, но и всей его нации. Явившись к царю, Аман обратился к нему со следующими словами…
(Продолжение следует).
---
Маленькая история к Пуриму
Жил-был полицейский урядник в одном городке. Услышал он, что из-за его жадности прозвали его лавочники с еврейской улицы... Аманом и очень рассердился.
Правда, он любил забирать у них беспричинно товары с витрин и придираться ко всякой всячине. Но чтоб так - сразу и Аман? И решил он: не давать евреям праздновать праздник Пурим, запрет издал на переноску шалахмонесов (подарков). Ну, конечно, все равно нарядные детишки сновали по улице и разносили лакомства.
Разозлился урядник. Схватил самый пышный огромный шалахмонес, предназначенный раввину города, и утащил к себе домой. И давай уписывать за обе щеки всю эту красоту! Добрался до фаршированной рыбы. И... подавился, поперхнулся рыбьей костью - да так, что вздохнуть не мог.
Поняла его женушка, что стряслось: ведь подарок он отобрал не у абы кого, а у раввина-чудотворца. Побежала она к дому того праведника и упала ему в ноги. Тот простил сразу ее мужа и средство указал: «Передай ему, чтоб пообещал в душе не делать больше зла евреям, и кость сама выйдет». Так она и сделала. Муж ее только головой кивал, говорить не мог.
А как только кость вышла и снова вздохнул и заговорил, то сказал:
- Не буду больше придираться к евреям. Только пусть и они меня Аманом не называют!
Эстер Кей,
исследователь каббалы и эзотерики из Цфата, Израиль,
специально для Русского Экспресса