Что я знаю о себе?
Наши корни. Перечислить назубок семь поколений своих предков положено у многих народов, но, к сожалению, не каждый из нас способен сегодня это сделать. С точки зрения еврейской семейной традиции это вообще невообразимо, но факт. Вот почему становится все больше желающих восстановить свое семейное древо, и помочь в этом может человек, специальностью которого является генеалогия - наука о родословной...
- Мой интерес к корням, к генеалогии возник достаточно спонтанно, когда удалось вдруг открыть даже не тайну, но что-то прежде неведомое о своей семье, - рассказывает Инна Вайнер, Professional Genealogist. - Постепенно втянулась, было очень интересно, находились все новые детали, и это продолжается по сей день…
Восемь лет назад Инна, живущая в Нью-Джерси, создала вебсайт с символическим названием FindYourCousins.com – буквально: «найди своих двоюродных». По сути, сайт предназначен для поиска родственников и семейных корней.
- Когда я уже начала серьезно заниматься этим делом, мне удалось буквально вытянуть какие-то отрывочные воспоминания у родителей. Что-то подтверждалось, что-то нет, но были удивительные моменты, когда, допустим, папа вспомнил, что с ними в эвакуации оказался родственник, потерявший во время войны обе ноги, и что звали его Зяма.
И мне удалось найти сына этого Зямы, всех уже его родственников, так выстроилась еще веточка к моему семейному дереву, благодаря вот таким маленьким, казалось бы, кусочкам информации...
- А откуда вы сами родом?
- Мои корни из Приднестровья, в старые времена это был Тираспольский уезд. Оба моих дедушки погибли в самом начале войны, один был на переподготовке и сразу ушел воевать, он был убит под Севастополем. А другой - в 41-м, в Одессе, когда в город только входили фашисты. И, собственно, увлечение генеалогией началось, когда мама пыталась найти своего двоюродного брата, сына старшего брата дедушки. Из Одессы он уехал в Америку, мама давно его не видела, и попросила меня найти что-нибудь о нем.
И я его нашла в чьем-то семейном дереве, сохранила информацию, начала выстраивать свое, и вдруг получила сообщение от родственницы, о которой не ведала ни сном, ни духом. «Ты сохранила моего родственника в своем дереве! - Нет, это мой родственник…» Вот так мы и познакомились... Это один из удивительных моментов в генеалогии, когда самые с виду незначительные мелочи и детали могут привести к большим открытиям…
После того, как известная организация JewishGen помогла Инне найти записи о бракосочетании ее прадедушки и прабабушки, созрело решение подключиться к ее работе, помогать другим людям.
- Я написала координатору бессарабского отдела Ефиму Когану, - объясняет Инна, - что хотела бы тоже помочь, поучаствовать в проектах, потому что вся их работа делается волонтерами, вся эта база данных, которая собирается, переводится и впоследствии публикуется. Так и я стала волонтером, а впоследствии, вместе с Ефимом, со-директором этого отдела. Мы ищем и находим архивные записи, организуем новые проекты, публикуем материалы, они в свободном доступе для генеалогов…
- Насколько реально сегодня добывать архивные материалы?
- Это во многом зависит от того города, района, где вы ведете поиски. Если мы говорим о Приднестровье, то мне удалось найти так называемые «ревизские сказки» в Херсонском архиве. Это документы, отражающие результаты проведения подушных переписей (ревизий) податного населения Российской империи 18-го - первой половины 19-го веков.
Мы скопировали их и дали возможность нашим исследователям получить свободный доступ к этим записям в базе данных JewishGen. К сожалению, по этому региону сохранились только «сказки» за 1795 и 1858 год. «Ревизская сказка» за 1795 год - одна из самых старых, в ней нет даже фамилий, упоминаются лишь имена, отчества и род занятий, либо откуда человек прибыл. Что же касается местных архивов с 1858-го и до окончания Второй мировой войны, то они пропали. Уничтожены ли, вывезены ли - это неизвестно.
По городам Бессарабской губернии мы потихонечку продвигаемся, кое-что было взято у мормонов, другие данные из архивов, нашим волонтерам есть над чем работать.
Огромная работа ведется сейчас в архивах Украины, есть такой исследователь, Алекс Краковский, он оцифровывает архивы, например, в Киеве, и публикует в свободном доступе на Википедии...
- Какие ресурсы являются наиболее емкими?
- В первую очередь, это, конечно, JewishGen, которому я помогаю, российские сайты «Подвиг народа» и «Память народа», «Мемориал», есть довольно емкий J Roots, на русском языке, там люди обмениваются своим опытом и разными ресурсами.
Один из замечательных ресурсов, который стоит отметить, это Яд Вашем, потому что там можно найти не только «Свидетельские листы» на людей, погибших во время войны, но и огромное количество эвакуационных карточек.
Кстати, благодаря тому, что один из дальних родственников заполнил такой лист на члена семьи, погибшего в Дубоссарах в 1941 году, я нашла еще одну веточку, с которой мы продолжаем общаться многие годы, после того, как познакомились. Очень помогает словарь еврейских фамилий, созданный Александром Бейдером...
- Что необходимо сделать, прежде чем обращаться к вам?
- Для начала собрать всю возможную информацию о семье, мы очень часто начинаем с вопросов: как зовут вашего папу, маму, что вы знаете о ваших бабушках, дедушках, тетях и дядях?
Я нередко прошу своих клиентов организовать интервью с кем-то из их родственников, потому что сами они по каким-либо причинам не общаются. А я, как человек нейтральный, могу поговорить с кем угодно, расспросить, найти дополнительную информацию.
Всегда предлагаю открыть семейный альбом, посмотреть на фотографии: свадьбы, бар-мицвы, где собирались не только самые близкие, но и дальние родственники. И так мы потихоньку выстраиваем дерево, добавляем к нему одну веточку за другой…
- Это стоит каких-то денег?
- Да, безусловно, мы оговариваем это при подписании контракта, так же как и полную конфиденциальность, и все детали, которые хочет узнать клиент, проверку для него результатов ДНК-теста, совпадений и несовпадений, иногда сюрпризов, как приятных, так и не очень. Когда, например, приходится сообщать человеку, что те, кого он считал своими родителями, на самом деле даже не близкие родственники, а когда-то усыновили или удочерили его.
Ко мне часто обращаются за помощью, потому что сейчас многие начали писать свои книги, чтобы оставить по себе какую-то память. Раньше об этом не задумывались, мои собственные родители говорят: «Ой, нам было не до того, важнее было найти какой-то кусок хлеба, чтобы выжить…»
Я не всегда могу помочь всем желающим - по разным причинам, да и не все готовы на мои условия. Но в любом случае, я человека выслушаю и посоветую, куда и как он может обратиться...
- Самая удивительная история из вашего опыта?
- Кроме своей работы, я еще являюсь администратором группы бессарабских евреев на фейсбуке, там нас более 2000 человек. И вот однажды девушка-волонтер из Израиля - она помогает пережившим Холокост найти информацию об их семьях, о потерянных родственниках - сообщила, что к ней обратилась дама из Канады. Просила хоть что-нибудь узнать о своей семье из-под Одессы, многие из которой погибли во время войны.
Девушка эта нашла любопытную информацию в Яд Вашем и попросила нашу группу узнать что-либо об одной из тираспольских ветвей этой семьи. Выяснилось, что родственник этой женщины заполнил «Свидетельские листы» на своих родных, думая, что они погибли. Более того, на тираспольском кладбище были найдены их могилы.
И тут оказалось, что они все выжили! Развернулась целая детективная история, нашли в Германии троюродную сестру этой женщины, и я стала свидетельницей встречи в «скайпе», когда две пожилые женщины, родные души, сидели и плакали, ведь они даже не знали о существовании друг друга, и вдруг встретились.
А затем мы нашли родственников этой семьи в Израиле, в Аргентине, в Италии, в Канаде нашлась еще родня. Это был какой-то шквал эмоций, и в течение двух-трех месяцев мы объединили все веточки этого дерева!
FindYourCousins
(1) 551-246-0344
findyourcousins.com
Facebook: www.facebook.com/findyourcousins
Беседовал
Александр Герштейн