Коронавирусный шок
Пандемия и психика. «Уровень отчаяния достиг астрономического уровня», - такое высказывание одного из канадских психиатров процитировала газета The Globe and Mail в материале, посвященном психическим, эмоциональным и другим проблемам, связанным с эпидемией. По мнению медиков, связанный с разрушением привычного образа жизни стресс и его последствия будут сказываться на протяжении лет. По данным Статистической службы Канады, хотя количество правонарушений в ходе эпидемии ощутимо сократилось – на 18 процентов, но при этом количество вызовов полиции выросло на 8 процентов. И большинство из этих вызовов связаны с психическими проблемами, в первую очередь – серьезного характера, то есть связанного с угрозой жизни участников ментального инцидента.
Такие инциденты, как нетрудно предположить, вызваны не только значительным ростом стресса, но и увеличившимся потреблением алкоголя и наркотиков. В частности, один из центров психологической помощи в Торонто, обеспечивающий также проживание, сообщил о 70-процентом увеличении числа обращений по сравнению с до-эпидемическим периодом.
Нарастающие трудности переживают все группы населения, включая детей и подростков. Как свидетельствует недавнее обращение торонтского Hospital for Sick Children, среди детей и подростков значительно выросло число различных расстройств ментального характера.
Подростки и молодежь в гораздо большей степени подвержены стрессу из-за коронавирусной ситуации. Стресс от среднего до сильного уровня испытывают 96 процентов жителей Канады в возрасте до 25 лет, и «всего» 68 процентов канадцев в возрасте старше 60 лет.
Коронавирусный шок создает и углубляет семейные проблемы. Занимающиеся семейной практикой юристы сообщили недавно о значительном увеличении числа разводов. Не секрет, что многие семьи находятся в непростом положении в силу различных причин. Связанные с эпидемией дополнительные эмоциональные, финансовые и другие проблемы становятся для них непосильной нагрузкой. Новой проблемой, в частности, стала разница в подходе супругов к соблюдению эпидемических требованияй, а также трения, возникающие в результате необходимости большую часть времени оставаться дома.
До эпидемии более 715 тысяч человек, или около 7 процентов населения Онтарио, страдали эмоциональными и психическими проблемами. За минувшее десятилетие их число выросло примерно на 3,5 процента. Количество думающих о самоубийстве среди онтарийцев и до коронавируса было высоко – около 230 тысяч человек. Статистика «эпидемических» самоубийств появится еще не скоро, и, вероятно, она окажется ошеломляющей.
Авторы другого исследования полагают, что по итогам эпидемии число жителей Канады, вынужденных встретиться с психиатром, значительно вырастет. По оценкам исследователей, это увеличение составит от 54 до 163 процентов.
Даже если истина окажется посредине, это будет означать 8,5 миллиона пациентов, обращающихся к психиатрам по поводу эмоциональных, психических, наркотических, семейных и других проблем. За каждым из этих визитов стоят жизненные трудности, нередко надломленные судьбы и личностные кризисы. Исследователи указывают также, что связанные с эпидемией человеческие трагедии будут сказываться на протяжении многих лет. По их мнению, больше всего пострадают женщины, которые преобладают среди низкооплачиваемых слоев населения, в первую очередь потерявших работу в результате сворачивания розничной торговли и сферы обслуживания.
Кстати, на женщин пришлось 68 процентов рабочих мест, исчезнувших в результате эпидемического локдауна.
Таким образом, война с коронавирусом рискует превратиться в «психологическую войну» с населением. И, видимо, не случайно The Globe and Mail на днях опубликовала редакционную статью под заголовоком Can we start talking about the end of COVID-19 lockdowns now? Газета напоминает о том, что из 17 тысяч с лишним погибших с коронавирусом только 690 человек были младше 60 лет, и ставит очевидный вопрос: прошел год, запреты и ограничения сработали, и теперь канадцы начинают спрашивать, не придется ли им прожить еще один год в таких же условиях? Ответа на этот вопрос пока нет.
Поддержка прессы сыграла значительную роль в том, что канадцы без особых протестов приняли необходимость коронавирусных запретов и ограничений. Вопросом остается, могут и хотят ли масс-медиа стать инициаторами начала выхода из эпидемического режима?
Ну, а что делать людям, пока этого не случилось? На этот вопрос никакие исследователи ответа не дают. Но опыт подсказывает многим, что в те времена, когда людям особенно трудно, им стоит держать свои эмоции под контролем, не поддаваться мрачным мыслям, концентрироваться на положительных делах и мыслях, вести здоровый образ жизни, верить в лучшее и делать всё для того, чтобы и им самим, и их близким удалось успешно преодолеть затянувшуюся череду невзгод.