Нулевая терпимость
Суд разберется. Тема семейного насилия уже поднималась в нашей газете. Однако с тех пор прошло много лет, и новое поколение, вышедшее на сцену здешней жизни, или не имеет представления вообще, что это за зверь, или имеет много иллюзий. Особенно сейчас, когда, сидя в карантине или в локдауне, беспрецедентно много времени проводя с семьей, у людей начинают падать всякие очки, и сермяжная правда семейной жизни выходит на поверхность.
Итак, возвращаемся к тому, за что боролись. До начала 80-х годов в Канаде тема взаимоотношений в семье вообще никого не интересовала. Это было личное дело каждого. Полиция принципиально не вмешивалась в отношения мужа и жены. И только с бурным развитием женских движений вопрос семейного насилия был вынесен в зал законодателей, а потом – и в конкретные указания для полиции и судов.
Итак, в чем же вопрос? Еще со времен викторианской Англии крики избиваемых женщин в рабочих предместьях и даже в аристократических кварталах никак не привлекали к себе внимание государства. Так как мужчина считался главой семьи и решал все вопросы - политические, финансовые и бытовые. Вы удивитесь, но до 1918 года в Канаде женщина не имела права голосовать на выборах. Тем более она не имела права владеть имуществом, иметь свой личный банковский счет и без разрешения мужа покупать и продавать недвижимость. Женщина была - ну, скажем так, если не нежный цветок, то, по-простому, не самостоятельный человек.
Но в начале 80-х все изменилось. Уже выросло поколение женщин, переживших сексуальную революцию 60-70-х годов, получивших образование, осознающих свои права и умеющих их отстаивать. И главным шагом стало их требование о нулевой терпимости государственных органов к семейному насилию.
Что же это значит? А значит, что домашнее насилие/domestic assault – это не просто банальные избиения женщин мужчинами. Это понятие гораздо шире. Например, если муж влияет на решения жены финансовыми (оставлю без денег), эмоциальными (заберу детей) или любыми другими рычагами (например, опубликую про тебя такое, что сильно пожалеешь) – то это тоже насилие. Даже если это просто слова, но – содержащие угрозу, и ведущие к конкретной цели – принудить женщину к тому или иному поведению.
Но вернемся к простому банальному насилию. Представим, что мужчина ударил женщину, с которой он живет и состоит в отношениях. Это – гораздо хуже, чем если б он ударил незнакомую женщину на улице. Так как незнакомой женщине есть куда идти. А его женщине – идти некуда. Она с ним живет и состоит в отношениях. Поэтому вмешательство полиции тут гораздо быстрее и жестче.
При этом совершенно не обязательно избивать женщину. Достаточно просто прикоснуться к ней против ее воли. Например, взять за запястье, не давая ей уйти. Или – что уже совсем вопиющий случай - принуждать ее к интимным отношениям, когда она этого не хочет. Даже если она 20 лет как его законная жена. Для того чтобы такого мужчину забрали, арестовали, запретили приближаться к тому дому, где живет его жена, достаточно просто звонка в полицию.
Реакция будет мгновенная и необратимая. Нельзя потом позвонить и сказать, что я передумала, я его простила, верните мужа в семью, а отца – детям. Так не работает. Если его уже забрали и предъявили ему обвинения – все. Он не может к вам вступить на порог до решения суда. Каким будет решение суда? Если вы будете очень упрашивать прокурора, что все было просто недоразумением, вы позвонили, так как были в расстроенных чувствах, а он хороший муж и отец – то вашему благоверному дадут просто штраф и испытательных срок. Но если звонок женщины повторится – то все. Уже ничего не поможет. Его навсегда изолируют от вас, и... придется жить без него, но зато и без страха.
Бывает, что у мужчины не выдерживают нервы, и он свои эмоции вымещает на имуществе и предметах. Например, швыряет стулья, ломает забор или доски веранды. Тут уже – вам решать. Если вы считаете, что нет другого способа его утихомирить, как позвонить в полицию – то придется столкнуться со всем, описанным в абзаце чуть выше. Бывает, полицию вызывают напуганные соседи. Тут уже включаются другие механизмы: если женщина к тому времени поостыла и не заявила на своего мужчину, то полиция может и не начать действовать. А вот если заявила – то все. Двойное свидетельство - жены и соседей – неминуему приведет к суровому наказанию мужчины. По крайней мере, к отлучению его от дома, это уж точно.
Ну и что, что за этот дом надо платить аренду или моргидж, и что жена не работает или зарабатывает недостаточно - это полицию вообще не интересует. Она занимается наведением порядка и его поддержанием. А финансовые и бытовые проблемы – уже не в ее компетенции. Поэтому – имейте это в виду. Ваш звонок с жалобой на семейное насилие ни в коем случае не останется без ответа и без реакции. Полиция приедет и сделает свое дело: заберет потенциального или реального насильника, предъявит ему обвинения, запретит приближаться к месту, где его могут или должны бояться. А там – суд разберется. На то они и суды. Через полгода, год или больше. Не полиции дело.
Но экономические причины и бытовые проблемы совершенно не причина терпеть и замалчивать агрессию в адрес женщины и детей, если она таки да – агрессия. То есть сегодня он может крушить веранду, швырять стулья, а завтра – крушить вас и швырять детей. Оцените трезво, насколько это возможно в данной ситуации, нужна ли вам защита государства. Так как оно таки да – вас защитит. И передумать потом не получится.
Дорогие дамы, если вы столкнулись или слышали про домашнее насилие, которое, увы, участилось в наше нелегкое время, пишите мне – буду рада ответить на ваши вопросы. 17 лет стажа переводчика в криминальных и семейных судах научили меня знать, как бывает. С радостью поделюсь с вами.
Успехов, здоровья, мира во всем мире и у каждого дома. Ваша Саломея Лев. Вопросы направляйте, пожалуйста, на е-мейл
salomea.lev@gmail.com.
Саломея Лев
(Salomea.lev@gmail.com)