«Комплиментарный» контракт.
No big deal? Скандал вокруг контракта МЕЖДУ правительством Джастина Трюдо и благотворительным фондом WE Charity продолжает расширяться. Но его освещение, оценка и исход в значительной степени зависят от политической ориентации прессы и населения.
В частности, консервативная National Post выражает удивление по поводу того, что министр финансов Канады Билл Монро только сейчас вернул фонду 41 тысячу долларов за два семейных путешествия в 2017 году, в Кению и Эквадор. Монро, унаследовавший родительский бизнес, был вполне обеспеченным человеком еще до того, как благодаря женитьбе на Нэнси Маккейн вошел в одно из богатейших семейств Канады.
В 2015 году, накануне вступления в должность министра финансов, его состояние оценивалось в 30 миллионов долларов, и он вполне мог заплатить за путешествия куда угодно.
Монро сообщил о том, что не видел конфликта интересов в том, что он и члены его семьи побывали в экзотических местах по приглашению фонда, а вернуть деньги его вынудило нежелание того, чтобы это казалось кому-то нарушением служебной этики.
Однако в WE Charity подтвердили, что путешествия Монро и его семьи были «комплиментарными», то есть бесплатными, «подарочными». Существующие правила запрещают государственным лицам и правительственным служащим принимать подарки от лиц и структур, заинтересованных в сотрудничестве с правительством. Вопрос о том, не является ли контракт «комплиментарным», стоит достаточно остро.
Со своей стороны, либеральная «Торонто Стар» считает, что Джастин Трюдо вполне может обратить скандал в свою победу. Для этого правительству необходимо настаивать на своей версии событий: контракт был срочной помощью студентам; решение о контракте не было политически мотивированным и рекомендовалось бюрократическими структурами без влияния министров, и тому подобное. В таком ключе премьер-министр и члены кабинета не могут быть нарушителями этических норм из-за изначального отсутствия повода для конфликта интересов.
Разумеется, с таким подходом согласны далеко не все. В частности, глава федеральных консерваторов Эндрю Шир заявил, что скандал «отдает коррупцией на самом верху правительства», и потребовал отставки Трюдо и Монро.
Но такое драматическое развитие событий вряд ли возможно без соответствующей поддержки прессы, без резкого падения рейтинга правительства Трюдо, не говоря уж о демонстрациях протеста с требованиями отставки.
Опросы говорят о том, что репутация премьер-министра Джастина Трюдо и либерального правительства Канады ощутимо пострадала в результате скандала – но не настолько, чтобы большинство избирателей от них отвернулись. 43 процента опрошенных уверены, что правительство Трюдо сознательно допустило нарушение этических требований.
Но лишь 32 процента канадцев считают, что скандал может стать причиной падения правительства Трюдо, и только 37 процентов высказались за привлечение полиции к расследованию возможного нарушения закона.
Среди сторонников Либеральной партии привлечение полиции поддерживают лишь 6 процентов, среди новых демократов – 19, а среди консерваторов – 77 процентов. За либералов по-прежнему намерено голосовать несколько больше избирателей, чем за консерваторов, хотя разрыв в рейтинге двух ведущих партий сократился до 4 процентов. Правда, 42 процента канадцев считают, что к следующим выборам у либералов должен быть новый лидер, и только 28 процентов хотят, чтобы Трюдо оставался на этом посту.
Но все же новый скандал явно не стал катастрофой для либералов и их лидера. Хотя большинство избирателей критически оценивают роль правительства, премьер-министра и министра финансов в скандальном контракте, но при этом они готовы подписаться под очередной индульгенцией для Джастина Трюдо и его команде: No big deal!
Во вторник основатели и руководители структур WE Крэйг и Марк Килбургер предстали перед финансовой комиссией парламента.
Братья сообщили о том, что не преследовали финансовой выгоды по контракту с правительством, а стремились помочь Канаде и канадской молодежи. Они утверждали, что не состоят в дружеских отношениях с Джастином Трюдо и его женой, и никогда не встречались с ними в приватной обстановке.
Выбор WE Charity для распространения федеральных субсидий братья Килбургер объяснили не своими связями на самом высоком уровне, а профессионализмом и эффективностью их организации.
По мнению руководителей структур WE, слухи о том, что фонд испытывал финансовые трудности в связи с пандемией, являются безосновательными.
Однако перед комиссией выступила также бывший глава совета директоров фонда, рассказавшая о том, что в начале эпидемии были уволены сотни сотрудников WE Charity. Когда она стала настаивать на предоставлении финансовых документов, обосновывающих подобные меры экономии, ей было предложено уволиться.
Не стоит забывать и о том, что конгломерат WE включает и деловые структуры, целью которых является получение профита.
Следующим перед финансовой комиссией должен предстать премьер-министр Трюдо, о чем мы расскажем уже в следующем выпуске «Русского Экспресса».
А.Г.