Восстановление Иерусалимского храма.
История и современность. Очень многие люди в мире боятся темы восстановления Храма. Почему возникла такая фобия? Мне кажется – просто потому, что ничего о нем не знают.
Первый Иерусалимский храм, Соломонов Храм, простоял чуть больше четырех столетий. Храмовая гора несколько десятилетий была усеяна его обломками.
В 538 году до н. э., вскоре после завоевания персами Вавилонии, Кир Великий издал указ, позволяющий иудеям вернуться на родину. Он же разрешил начать восстановление Иерусалимского храма, их главной святыни. По приказу царя храму возвращались все священные реликвии, изъятые Навуходоносором II. Руководил восстановлением святыни Зерубавель, потомок царя Давида.
Нередко Второй Иерусалимский храм называют его именем. Строительство началось на второй год после возвращения иудеев из Вавилона. В книге Эзры описывается восстановление храма. Фундамент закладывали в торжественной обстановке: играли музыку и пели хвалебные псалмы. Но вид разрушенного храма напоминал о величии святыни Соломона. «И народ не мог отличить клики радости от криков рыдания и плача».
Правда, вскоре в Иерусалиме начались беспорядки: самаритянам запрещено было принимать участие в строительстве, и они старались помешать иудеям восстановить храм.
Лишь через 15 лет удалось снова приступить к работам. Храм был закончен в 516 году до н. э., спустя 70 лет после разрушения первого, как и гласило пророчество.
Как выглядел храм Зерубавеля, сказать трудно — не сохранилось почти никаких свидетельств о его внешнем виде. Можно предположить, что он уступал Первому храму в роскоши и величии. Главной святыни храма Соломона — Ковчега Завета — в нем уже не было. Но строился он на основе чертежей храма Соломона и неясных предположений, которые можно было извлечь из пророчеств Иезекииля. По описаниям в книге Эздры, Второй храм все-таки был больше, чем построенный при Соломоне.
Осквернение язычниками и очищение Хасмонеями
Храму пришлось пережить непростые времена. Когда греки захватили власть в Иудее, служители храма, тем не менее, пользовались уважением эллинов и принимали богатые дары. Правда, временами правители позволяли себе запускать руку в запасы храма, когда казна была истощена.
Негативную роль во всем этом сыграл царь Антиох IV Эпифан. Во II веке до н. э. он сперва разграбил храм, а пару лет спустя и вовсе осквернил.
На Жертвеннике всесожжения он установил алтарь Зевса Олимпийского. Лишь с приходом Иуды Маккавея храм был очищен от скверны. Именно в честь этого события празднуется Ханука. Считается, что в тот день, когда Иуда освятил храм, произошло чудо. Чтобы зажечь менору для освящения, Иуде было нужно чистое масло, которого хватало лишь на один день. Но удивительным образом менора горела восемь дней — ровно столько, сколько нужно, чтобы изготовить новое масло.
Разрушение и восстановление Иродом
Храм Зоровавеля был разрушен при захвате Иерусалима Иродом. Но новый царь решился восстановить святыню. Почти 10 лет длились работы, отделка некоторых частей храма продолжалась и после смерти Ирода. Лишь в 60-х годах н. э. здание было наконец достроено. Но главной святыне иудеев не суждено было простоять долго — буквально через пару лет храм был окончательно разрушен римлянами. Описания храма Ирода можно найти в нескольких источниках. Упоминания о восстановленном здании на Храмовой горе встречаются в трактате Мишны (первый письменный источник, где собраны важнейшие положения ортодоксального иудаизма), в текстах Талмуда и в трудах Иосифа Флавия.
Флавий пишет: «Внешний вид храма представлял все, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжелыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел».
Ирод увеличил площадь Храмовой горы. По периметру были возведены стены. Знаменитая Стена Плача, куда каждый год стекаются тысячи паломников, является лишь небольшой частью западной стены. Как понятно, никаких мечетей там не было и быть не могло.
Падение храма
Конец многолетней истории храма пришел с началом Первой Иудейской войны, которая привела к разрушению Иерусалима. В 70 году Тит, сын Веспасиана, начал осаду города.
За несколько месяцев осады и кровавых битв погибли более миллиона жителей Иудеи. (Которых тогда, по иронии, считали палестинцами – ибо Адриан-император как раз ввел приказ называть Иудею Палестиной.)
Как пишет придворный летописец Флавий (он же Иосеф бен Матитьягу), будущий император, полководец Тит, не собирался поджигать еврейский храм, но римские солдаты ослушались. Храм пылал несколько дней. Историки отмечают, что он был разрушен в тот же самый день, когда войска царя Вавилона (Навуходоносора) сожгли Первый Иерусалимский храм. И вот почему сейчас в этом время – три недели – мы не стрижемся, не едим новых плодов и не справляем свадьбы.
Но кто сказал, что нельзя рассказать историю о свадьбе? Это – можно!
И поэтому расскажем сейчас удивительные новости об одной израильской семье.
От всего сердца, или Какие бывают соседи!
Время действия – самый разгар коронавирусного карантина, весна 2020, в канун Песаха. Жила-была еврейская семья, в которой намечалась свадьба перед Песахом. Вследствие разгула инфекции вышел запрет справлять свадьбы в банкетных залах. По этой причине люди устраивали торжества в домашней обстановке.
Но конкретно эта семья не имела большого зала или салона или даже вместительного двора для устройства свадьбы.
И они решили попросить об одолжении соседку, которая как раз располагала такой квартирой с просторным двором.
Подошли и изложили свою просьбу – так и так, просим устроить у вас небольшую скромную свадьбу для наших детей.
Соседка смутилась, не знала, как вежливо отказать, и в итоге сказала, что подумает.
Но на самом деле она лишь искала предлога не давать прямого ответа. Дело в том, что она убрала жилище к Песаху и ей совсем не «улыбалось» приводить туда целую ораву гостей.
Однако она подумала так: ну что, в самом деле, от меня убудет, что ли? Пусть делают свадьбу!
К тому же с ней вместе проживал ее неустроенный, разведенный сын. И у нее мелькнула мысль: помогу соседям, а Б-г поможет мне!
Подошла она к тем людям и радостно сообщила, что свадьбе в ее дворе и в доме – быть!
В добрый час! Ждем всех приглашенных!
Обрадовались те, и началась подготовка ускоренными темпами. Когда атмосфера радостных приготовлений захватила и саму хозяйку, то она подумала: уж гулять - так гулять!
Дай-ка я для них сделаю и дизайн – украшу все помещения, позову специалиста, заплачу ему и превратим двор в торжественный стильный ландшафтный уголок с подсветкой.
Сказано – сделано. Пришла девушка дизайнер и преобразила и подготовила все к приему. Свадьбу сыграли в добрый и счастливый час.
Потом к Песаху успели все убрать так, как положено. Ах да, немаловажная деталь: хотела хозяйка заплатить сполна дизайнеру за работу, но та сказала – МИЦВА! Не надо денег!
А сын той соседки стал женихом. Да-да, очень скоро после той свадьбы он уже был объявлен «Хоссаном!» И кто ж невеста – пожелаете вы узнать?
Угадали с первой попытки? Дизайнер, девушка, которая устраивала все для свадьбы – она и приглянулась хозяйкиному сыну.
Вот и ждали все три месяца до этого самого дня, пока стало возможным разглашение этой истории. Свадьба состоялась!
Соседка и людям помогла, и свою проблему благополучно разрешила.
Теперь уже герои истории дали разрешение на публикацию, и вы – первые ее читатели.
И вот такими действиями, как этой истории, мы приближаем строительство и восстановление Третьего Храма.
Рассказала Гольди Гениг.