Новости экономики.
Эпидемия и долги.
Опасная ситуация. Вирусный кризис может причинить серьезный ущерб кредитоспособности канадцев. Как сообщил глава Canada Mortgage and Housing Corporation, если экономическая ситуация не улучшится, до 20 процентов держателей жилищных кредитов могут оказаться неплатежеспособными.
Напомним, что примерно две трети всех долгов жителей Канады составляют жилищные кредиты.
До эпидемии коронавируса на каждый доллар годового дохода среднестатистического домохозяйства, включая отдельно живущих лиц, приходилось 1,76 доллара долга. Иными словами, средняя задолженность приближалась к 180 процентам чистого годового дохода. Для лучшего понимания глубины канадской долговой ямы отметим, что соотношение долга и дохода с 2000 года выросло на 60 процентов.
Довирусные расходы на выплату долга составляют в среднем 15 процентов от дохода домохозяйств, и это самый высокий уровень с начала 90-х годов, когда уровень банковского интереса был значительно выше. По прогнозам CMHC, в результате вирусных ограничений уровень долга может вырасти до 230 процентов от годового дохода канадцев.
Проведенный в январе этого года опрос показал, что 53 процента работающих канадцев живут от зарплаты до зарплаты. 25 процентов участников другого опроса сообщили, что они не в состоянии оплачивать свои долги каждый месяц. С таким багажом долгов и проблем Канада вступила в режим чрезвычайного положения, резко ограничивший экономическую активность и доходы населения.
Государство сейчас пытается помочь и людям, и бизнесам, но этой помощью невозможно заменить нормальную экономическую жизнь. В частности, число получателей пособия CERB выросло примерно до 10 миллионов человек.
Пособие дает потерявшим работу людям 2 тысячи долларов в месяц. Но эта сумма в два с лишним раза меньше, чем среднестатистический работающий канадец зарабатывал до эпидемии (около 4300 долларов). И, разумеется, такое резкое сокращение доходов жителей страны не может не стать причиной новых трудностей с выплатой долгов, обременяющих канадцев, включая дальнейшее увеличение долговой ноши и неизбежные банкротства. Кстати, в результате эпидемического кризиса работу потеряли более 2,7 миллиона канадцев, занятых в частном секторе, и только около 220 тысяч занятых в государственно-общественном секторе.
День налоговой свободы.
Лучше раньше, чем никогда. День налоговой свободы в этом году отмечался значительно раньше, чем в прежние годы, - 19 мая. Ежегодно Институт Фрэзера определяет условную дату, к которой среднестатистический житель Канады зарабатывает столько, сколько необходимо отдать на налоги и начинает работать на себя.
Напомним, что Институт Фрэзера – это консервативное исследовательское учреждение, занимающееся социальными и экономическими проблемами Канады. Итак, в этом году средняя канадская семья, имеющая доход в 115. 735 долларов, отдаст на налоги 37,7 процента этой суммы или 43.671 доллара. Обычно День налоговой свободы отмечался в июне – и с каждым годом все позднее и позднее, но на этот раз доходы канадцев из-за режима вирусного ЧП резко упали, что, помимо прочего, означает снижение подоходного налога.
Кроме того, из-за различных ограничительных мер сократился уровень потребления, что заодно уменьшает количество выплаченных налогов на товары и услуги. Кстати, в налоговой ноше канадцев особенно выделяется подоходный налог: на него приходится примерно треть всех налогов.
Вторая наиболее весомая статья налогов – это государственное страхование по безработице и общественнная медицина. Кроме того, особенно увесисты налоги на продажи и услуги, а также налог на
недвижимость.
Частный бизнес и личные проблемы.
По полной программе. Кризис, вызванный эпидемией и запретительными мерами, сильно ударил по нервам многих частных предпринимателей. Многих впереди ждет очень трудный период. И это с учетом того, что и до эпидемии предпринимателям доставалось, как говорится, по полной программе. Частный бизнес – это основа экономического процветания Канады. И бизнесмены платят за это серьезными проблемами – прежде всего, острой нехваткой свободного времени и всеми неприятными последствиями перегрузки и стресса. Недавний опрос показал, что в 2019 году почти 40 процентов независимых предпринимателей не нашли времени для отпуска или имели всего несколько отпускных дней. 60 процентов опрошенных предпринимателей сообщили, что им хронически не хватает времени. А постоянный дефицит свободного времени означает стресс, с которым связаны различные риски для здоровья.
Кроме того, более половины опрошенных отметили, что им пришлось отказаться от своих хобби и увлечений, а также от большей части отдыха и развлечений, доступных тем, кто имеет свободное время.