Загадай желание…
Подводя итоги Нисана. Начинается новый, яркий и прекрасный, месяц Ияр по еврейскому календарю. Но внезапно оказался наш народ между двумя Биньяминами – один Нетаниягу, а другой – Ганц (переходный премьер, перехватчик власти в потенциале), а между двумя Бенями – прямо-таки можно желание загадывать…
И в шутку, и всерьез…
Подведем итоги Нисана – месяца Освобождения, посмотрим, какие цели были достигнуты, как мы проявили себя перед лицом новых нежданных испытаний. Наш Ребе, Машиах, сказал в 1990 году (в последние дни Нисана), что он уже сделал все, что смог – все, что было в его силах, чтобы привести мир к гармонии. А теперь дело за нами! Но мы, по его словам, лишь формально заявляем о своем энтузиазме и по-прежнему ждем действий от него, а не от себя. Он говорил о выходе из… «Египта святости» - ограниченного круга понятий внутри религиозного истеблишмента.
Прошло 30 лет! И вот наступили дни карантина. Закрылись все места, которые могли бы называться «Египтом святости» - все точки, на которых держался религиозный порядок жизни. Остались только дома, квартиры, семейные ячейки. И вот тут евреи проявили настоящий, не показной энтузиазм!
Вопреки всевозможным постановлениям, люди собирались для молитвы – во дворах, на балконах смежных жилищ, у дверей синагог, под деревьями, на автостоянках - не на митинг, заметьте, а чтобы молиться, чтобы хором исполнять перед Б-гом все свои гимны, читать и петь заветные хвалы и славословия Творцу. Такова уж человеческая природа – мы хотим сильнее молиться именно тогда, когда нам пытаются запретить! И властям пришлось согласиться – молитвы были разрешены (в группах не более 10 человек на каждом открытом месте). Теперь у нас во дворах слышны красивые регулярные молитвы каждый день, а в субботу еще и детские уроки и викторины.
Переносить карантин нам помогают кролики из живого уголка (который оказался теперь в новых условиях заброшенным, и мы забрали нескольких к себе, а прочих передали ответственному лицу), самодельный модулярный бассейн, походы в магазин и в рощицу неподалеку.
Но планы у нас – наполеоновские! Мы хотим создать для желающих организацию, которая будет проводить турпоходы, творческие вечера, уроки йоги – все в рамках кошерного образа жизни и в соответствии с актуальным положением дел в сфере здравоохранения..
Многое поменяется в головах людей за время вынужденного сидения дома. Они так соскучатся по простым земным радостям! Садоводство, кстати, уже парадоксальным образом стало развиваться в Нью-Йорке – на крышах домов и во дворах домов в этом мегаполисе люди стали сами выращивать сезонные овощи и приправы, и даром раздавать свои саженцы другим! Это показано в ролике на Ю-тюбе под названием «Жители Нью Йорка высаживают рассаду, чтобы не ходить в магазины». Так что теперь люди оценили истинный вкус продуктов, которые раньше казались «само собой разумеющимся» делом. Нет, ничего не бывает просто так!
Ну, а в Израиле овощи и фрукты росли и растут в таком изобилии, что проблема (при наличии нормального правительства, а не такого призрачного, как сейчас) была бы именно в переориентации – с продукции на экспорт – на свой внутренний рынок или на раздачу тех же апельсинов или огурцов бесплатно населению.
Увы! Не срослось. Мечты мечтами, а компании никому ничего раздавать не намерены. Едим мы в результате апельсины достаточно старые, явно перележавшие в ледниках и хранилищах, а свежие – некому собирать и некому перевозить. Да и не заинтересован никто. Экономика «в ауте». А доброту проявляют… знаете, к кому?
Продуктовые талончики выдали всем нелегалам в Южном Тель-Авиве. Они оказались роднее государству, чем свое население - ну и к тому же так велело ЕС (европейское содружество вмешалось, где не чаяли)…
День памяти Катастрофы.
Отзвучала сирена, знаменующая день гражданского поминовения павших в Катастрофе мирового еврейства. Тут, как понятно, давно уже возник конфликт между светскими и религиозными, так как в месяце Нисан, согласно традиции Торы, нельзя проводить траурных мероприятий, это – месяц праздничный! Ну, а светское государство Израиль так решило: день Памяти Катастрофы – в конце Нисана в самый раз!
… И каждый во время сирены смотрит на остальных – будут ли они стоять или сидеть? Уважают ли? Чтут ли? Я считаю – лучше так, чем никак вообще не напоминать. Слишком много сил тьмы в мире, которые хотели бы вовсе вытравить из памяти человеческой эту Катастрофу. А поэтому – вставать при сирене надо, и читать Псалом или строки Торы с соответствующим содержанием – приветствуется.
Много сильных и проникновенных строк пишут в эти дни блогеры, журналисты, исследователи архивов.
Самый огромный и жуткий такой музей-архив – это иерусалимский Иад Ва-Шем (переводится как мемориал «Рука и Имя»). Там все выполнено на таком уровне, что ты полностью оказываешься внутри события, в самих складках времени, скользишь на волне исторической памяти. Я советую всем посетить это место!
И – хотя бы одна история о тех реальных событиях, с именами и фотографиями.
Рассказ Лины Городецкой, в переложении Эстер Кей.
Когда занимаешься темой Катастрофы, гнев испытываешь часто.
Но в этой истории он особенный, именно от обиды, что спасение могло быть, оно было рядом, гнев огромный на всех тех, кто не пожалел их и равнодушно отправил в открытое море.
Не могу вам объяснить, что я испытываю, когда читаю о «Струме». Это гнев и обида, и ужас, который пережили они…И не выжили.
24 февраля 1942 года погибла «Струма» - болгарское судно, на котором в декабре 1941 года еврейские беженцы пытались эвакуироваться в Эрец Исраэль. Это случилось в Черном море, оно было по ошибке потоплено советской подводной лодкой.
На судне были 769 пассажиров, среди них 103 ребенка. Спасся один человек. Вы понимаете эту цифру…769 человек, которые думали, что спаслись из ада на старом судне!
«Струма» была построена в 1867 году, а за возможность отправиться этим маршрутом были заплачены неимоверно высокие суммы.
Корабль отплыл из Констанцы 12 декабря 1941 года, он был настолько старый, что приходилось все время чинить двигатели. В таком состоянии он доплыл до Стамбула... Но ни турки, ни англичане не дали ему возможность пришвартоваться к берегу.
На этих довоенных фотографиях - пассажиры корабля "Струма", которым не суждено было ступить на землю Эрец Исраэль.
Очерк "Один в море. Памяти корабля "Струма" опубликован на сайте 9 Канала по ссылке: https://www.9tv.co.il/item/12782. Он - о трагедии, которая случилась в Черном море и о судьбе единственного выжившего человека. Давиду Столяру было тогда 19. Он умер в 91 год.
«Сегодня вечером заходит День Катастрофы и Героизма европейского еврейства. Я пишу на эту тему всегда, - заключает свое повествование автор, - вне дат текущего календаря…
Чтобы помнили!
Эстер Кей,
исследователь каббалы и эзотерики из Цфата, Израиль,
специально для Русского Экспресса.