Понедельнику посвящается.
Разберем второй день Творения. Мы читаем в Торе о первозданных дня недели. В прошлый раз мы вели речь о светилах и о творении мира вообще. Сегодня разберем второй день Творения, то есть понедельник. В первый понедельник Всевышний не произнес «Это хорошо», зато в первозданный вторник дважды сказано, что Он увидел, - «Это хорошо».
В понедельник имело место разделение вод. Верхние воды ушли ввысь — небеса на иврите «Шамаим», а вода – «Маим», помните? Небеса и воды. Нижняя вода пошла в земные и подпочвенные водоемы. Суша утвердилась над водой. Континенты были тогда еще соединены между собой, кругосветное путешествие можно было совершить пешком.
Только ходить еще было некому, люди не появились. Итак, понедельник принес плач нижних вод (они не хотели внизу оставаться — наверно, знали, что лет через 5780 будет большая проблема с загрязнением природы. Шутка…)
И понедельник не знаменовался завершением, а ведь конец — делу венец. Так или иначе, смысл понедельника — это именно редукция и разделение (Гвура, строгость, говоря языком каббалы).
На иврите Земля - Арец, не отсюда ли немецкое слово Erde и английское Earth.
Любопытно! Потрясающе красиво слово Руах — Ветер или Дух. Практически все слова в предложениях имеют ту же семантику, что и в современном иврите, что вызывает у читателя смутное подозрение в собственной гениальности: ведь он читает и ПОНИМАЕТ текст, пришедший из толщи веков, из мрака тысячелетий, из складок междувременья и междупространства!
Кстати, Лев Толстой страстно любил иврит и приводил несколько примеров в «Войне и мире», где описывал искания Пьера Безухова. Даже начинающий изучать язык иврит способен читать Святое Писание и получать от этого искреннее удовольствие.
Но последуем дальше за Днями сотворения, чтобы снова погладить чудесную первую травку, по которой еще не бегали собачки, ошеломленно обозреть свежие доверчивые звезды (свиту Луны, звездный плащ, который она получила как компенсацию за свое понижение в должности …
А в четверг началась зоологическая акция, в ходе которой Землю стали населять чудные птицы и рыбы. Как сказано (не в Писании) — «Летят перелетные рыбы».
И воскишела Земля всеми этими удивительными творениями. Если представить все дни как паззл, детскую игру, то Левиафан — как раз в этом месте паззла. Левиафаниха тоже имелась, но ее засолили для будущей трапезы.
Коснемся этой тайны лишь краешком. Левиафан — это сама любовь, от слова «леитлавот» — присоединиться душой, быть компаньоном. Это не просто гигантское существо. Это – Ромео и Джульетта б-жественной космогонии.
Что ж, наступает первая в истории мира пятница, и выясняется, что дождя миру на этом этапе не полагалось: дождь пойдет как ответ на молитву первого человека, а его еще не создал Г-сподь. Поэтому есть только некий пар, некая роса Б-жья.
И вот, казалось бы! Так все хорошо было. Но понадобился человек. Мало того - еще и человечиха. Они были красивые и большие и светящиеся, а кроме того - умные и образованные. Ростом где-то метров под 50 и с чудесной кожей, которая вся отсвечивала (как ногти при свечах).
Адам - это слово распадается на «Дам» («кровь») и «Домэ» - похож - на кого похож? На Б-га. То есть атрибуты Б-га спроецировались на Адама (этими параллелями занимается каббала: ведь акбала и каббала - почти одно и то же, параллели есть инструмент каббалы). «Адама» - прах земной, почва. Преобладающий элемент, из которого тело слеплено - почва.
Откуда взят комок земли? С горы Мория - с будущей Храмовой горы. С которой сейчас столько проблем.
А тогда этих проблем не было, но уже был, правда, змей. Нахаш. Шипящее слово, удивительный мистер Нахаш. Он был премудр и наг, ходил на двух лапах или ногах, чем-то напоминал министра и он был Говорящим Злом.
Его целью было - раскрыть ящик Пандоры, то есть сделать так, чтобы компактно хранимое мировое зло (которое было в состоянии потенциала) выпрыгнуло из своего футляра и рассеялось по всему свету, как зараза или радиация.
Адам ему в этом помогать отказался, а Хава (Ева) решила, что в его идее что-то есть. Адам не вкушал покамест никакого запретного плода, был чист и прекрасен.
Хава для того и понадобилась в этом сценарии, видимо, чтобы дело дошло до греха. Без нее не дошло бы: между Змеем и Адамом была слишком большая дистанция, не было подключения, как если бы трансформатор отсутствовал и схема не могла сработать.
Хава - в силу своей производности от Адама - стояла дальше от Источника Эманации. Мать рождающая - таково ее предназначение. Она слушает речи Змея и понимает - Всевышнему будет больше радости от Его Творения, если мы втянемся в эту аферу с запретным плодом.
Потому что тогда наше удаление от Него будет страшным, тотальным, процесс как бы выйдет из-под контроля сил добра вообще. И тогда победа над злом во всеобщем итоге будет действительно мощнейшим достижением.
Согласно хасидизму, так работала логика Хавы. Змей был подозрителен своими речами, конечно. Он призывал к греху. Но был вариант, что через это падение человечество испытает некий колоссальный взлет. Которого, может быть, не было бы в случае полного послушания. И вот Хава поддается влиянию Змея… а дальше все знают.
Глава завершается величественным перечислением детей и внуков Человека и его жены, а в мидрашах упомянуты также предметы, так сказать, интерьера, сотворенные накануне Субботы: колодец Мирьям и уста земли (разверзнуться им суждено после бунта Кораха), бесы, щипцы-самощипцованные (штамповка щипцов при наличии оных экс нигиле, из ничего) и еще ряд неопознанных и порой летающих объектов.
Шабат принес некоторое умиротворение подданным нового королевства, но сразу же по его окончании Адам и Хава со своими чадами были препровождены из Райского Сада в социум более низкого порядка.
До встречи в недельную главу, рассказывающую о Потопе, дорогой читатель. Ибо еврейский месяц, когда читается глава о Ное (Ноахе), так и называется — Месяц «кап-кап», он же «мар-хешван», и мы вот-вот окажемся во власти его
очищающих стихий.
Эстер Кей
исследователь каббалы и эзотерики из Цфата, Израиль,
специально для Русского Экспресса.