Жилищные субсидии: скандал на десятки миллионов.
Генеральный аудитор разоблачает. Везде, где можно получить субсидии из общественного кармана, неизбежны злоупотребления. И соответствующие властные структуры, зная об этом, должны проявлять особую бдительность и настойчивость в защите интересов налогоплательщика.
К сожалению, раз за разом муниципальные власти Торонто оказываются несостоятельными в борьбе с теми, кто паразитирует на общественном кармане. Об этом напоминает очередной доклад генерального аудитора Торонто Беверли Ромио-Билер. Здесь, помимо прочего, содержатся очередные скандальные разоблачения широкомасштабного мошенничества в системе пособий на аренду жилья.
Субсидии по системе rent-geared-to-income (RGI) идут нуждающимся в помощи на оплату арендуемого ими жилья, и составляют 30 процентов от дохода получателей субсдий. Которые, в свою очередь, обязаны предоставлять информацию о своем доходе, а также об отсутствии собственной жилой недвижимости. Общий ежегодный объем жилищных субсидий от муниципалитета Торонто составляет около 385 миллионов долларов (более миллиарда долларов каждые три года!), а средняя ежегодная сумма пособия - 7200 долларов.
Но при таких огромных расходах городские власти не имеют четкого представления о том, действительно ли конкретные получатели «пособия на аренду» являются нуждающимися. В результате, отмечается в докладе генаудитора, на каждый 1 процент лиц, незаконно получающих жилищное пособие, ежегодно уходит более 4 миллионов долларов субсидий.
А сколько же их всего, этих незаконных получателей, и каковы суммы потерь из-за этого по линии RGI? Таких выводов в докладе почему-то нет. Вероятно, чтобы не расстраивать налогоплательщика и не отбивать у него желание и дальше вкладывать свои «трудодни» в общественную благотворительность. Но и без этого данных достаточно для того, чтобы поставить под сомнение и систему жилищных субсидий, и способность городских властей к адекватному контролю.
Масштабы потерь по RGI все же можно оценить, исходя из других данных.
В докладе Ромио-Билер сообщается, что в 18 процентах случаев субсидии выдаются несмотря на то, что у получателей «существуют признаки наличия дополнительного дохода или имущества» (под имуществом подразумевается собственное жилье). Генаудитор обнаружила также свидетельства фальсификации документов, а также сдачи в аренду субсидируемых налогоплательщиком квартир.
Итак, как минимум в 18 процентах случаев жилищные субсидии выдаются необоснованно. Это без малого 66 миллионов долларов в год!
В докладе генаудитора есть несколько примеров злоупотреблений, ставших возможными из-за отсутствия должного контроля со стороны городской администрации. Например, муж с женой на протяжении многих лет получали субсидии на две (!) квартиры. Получали несмотря на то, что еще в 2012 году муниципальные власти получили жалобу о том, что эти квартиры незаконно сдаются.
Почему-то ничего не было сделано, и аферисты благодаря украденным деньгам смогли приобрести собственное жилье в окрестностях Торонто стоимостью около полумиллиона долларов. А другие получатели жилищных субсидий платили за свою квартиру всего 560 долларов в месяц, сдавая ее в аренду, и благодаря щедрости налогоплательщика смогли приобрести два жилых объекта на общую сумму в миллион долларов.
В докладе отмечается неспособность муниципальных властей получать необходимую информацию о материальном состоянии адресатов субсидий. Городские власти не обращают внимания даже на крупные суммы – десятки тысяч долларов, - проходящие через счета получателей жилищного пособия.
Кстати, найти принадлежащее мошенникам жилое имущество совсем не трудно. При желании не представляет особого труда и контроль за их финансами. Если только не считать, что контроль за «обездоленными» является чем-то неполиткорректным и преступным. Налогоплательщику хотелось бы услышать о судебных преследованиях в отношении аферистов, о конфискации у них наворованного имущества, о каких-то реальных решениях с целью возврата украденных денег, о наведении порядка в системе контроля за получателями субсидий.
Помимо прочего, наглая приватизация общественных средств лишает доступа к помощи тех, кто в ней действительно нуждается. Кстати, сейчас в очереди на получение жилищных субсидий находятся более 102 тысяч отдельных людей и семей, из которых около трети – это пенсионеры. Быть пенсионером с низким доходом в Торонто – это незавидный удел.
Мэр Торонто Джон Тори сообщил о том, что «абсолютно потрясен» содержащимися в докладе генерального аудиторами фактами. По его мнению, эти факты «разочаруют и огорчат каждого трудолюбивого жителя Торонто, многие из которых с трудом справляются с высокой стоимостью жилья в городе».
Но мэр Торонто должен был сказать не только о «разочарованиях и огорчениях».
Во-первых, он должен был дать оценку происходящего: со стороны аферистов это преступления, а со стороны тружеников мунициальных структур – невыполнение служебных функций.
Во-вторых, он должен был пообещать, что мошенники понесут соответствующее наказание, а ответственные (точнее, безответственные) за контроль над расходами станут объектами соответствующих служебных выводов. Если этого не произойдет, то налогоплательщики и дальше будут обречены субсидировать паразитов, компрометирующих саму идею социальной поддержки.
Наконец, Джон Тори должен был сказать главное: нельзя вообще заикаться о дальнейшем росте налогов, если расходы в муниципальных структурах не находятся под надлежащим контролем. Это именно то, о чем говорил покойный мэр Роб Форд, утверждая, что в муниципальных структурах существуют немалые резервы экономии, поскольку деньги там расходуются без должного контроля. Правота его слов с каждым новым муниципальным скандалом становится все более очевидной.
А.Г.