Когда в товарищах согласья нет...
Куда едем? Пронесшийся по стране ураган федеральных выборов на время отвлек широкие массы от местных городских проблем. А они между тем никуда не делись, и даже усугубились. Но если круглосуточная стрельба на улицах является в основном проблемой определенного контингента, то ситуация с общественным транспортом затрагивает абсолютно всех горожан…
Не будем о мелочах, таких, как дыра, пробуренная в минувший вторник частным подрядчиком прямо в туннель метро станции Lawrence. Может, рабочим просто хотелось пораньше вернуться домой - как американским астронавтам на МКС, которые, по мнению начальника Роскосмоса, просверлили дрелью внутреннюю обшивку именно с этой целью. А может, задание на производство работ базировалось на неточных чертежах. Вряд ли мы это когда-нибудь узнаем, но огромным толпам людей пришлось сначала дожидаться прибытия «шаттл-басов», а потом набиваться в них, как селедки.
Пробоину в итоге заделали, виновных найдут, а за потраченное время и нервы пассажиров ответственности все равно никто не несет. Тем более что выявилась другая дыра, безразмерная, в которой исчезают миллионы долларов нашей с вами оплаты за проезд в городском транспорте. И называется это явление системой Presto, о проблемах которой мы писали уже не раз.
Поспешный переход на электронную систему оплаты с самого начала обернулся безумными затратами на его реализацию и массой неудобств для пассажиров и водителей. Причин тому немало, и главной из них стало плохо объяснимое разделение функций: всей технической и программной инфраструктурой владеет провинциальная мега-корпорация «Метролинкс», а эксплуатацию осуществляет городская транспортная комиссия ТТС. В итоге получается, как в русской пословице: «Иван кивает на Петра, а Петр - на Ивана».
Неурядицы начались с первого дня. Почему-то без всякого тендера заказ на изготовление терминалов оплаты для станций метро получила фирма из Германии. И при этом не раздавались крики о необходимости защиты рабочих мест в Канаде, как, например, при закупке заведомо некачественных трамвайных вагонов у компании «Бомбардье». Может, суммы были заложены несравнимо меньшие… Затем выяснилось, что программное обеспечение заведомо не рассчитано на такой поток пассажиров, как в Торонто.
Далее оказалось, что хваленое германское качество в данном случае явно подкачало: 1000 (!) входных терминалов оказались бракованными. Публику успокаивали тем, что барахлят моторчики, но изготовитель, в соответствии с контрактом, якобы берет на себя все расходы по их замене.
Одновременно возникли большие проблемы с автоматами по продаже и подзарядке карточек Presto, которые отказывались принимать оплату, либо снимали деньги с наших кредиток, не переводя их на карточку. Пришлось нанимать специальных людей, которые помогали справиться с непослушными машинами. Еще через пару месяцев ТТС заявила, что потери от неисправной техники и злостных неплательщиков составили 3,4 миллиона долларов. В связи с этим было нанято 80 дополнительных констеблей, а штраф для «зайцев» увеличен до $450.
Казалось бы, дела должны были пойти на лад. Но опубликованный на днях канадскими СМИ отчет генерального аудитора Торонто Беверли Ромио-Билер выявил такие цифры и злоупотребления, что просто диву даешься, как вольно обращаются с деньгами пассажиров вышеупомянутые организации.
В 110-страничном отчете отмечено, что с помощью электронных карточек совершается 30 миллионов поездок ежемесячно. Однако реальные цифры дохода и потерь ТТС подсчитать не может, из-за «информационных провалов и слабого контроля» над использованием системы. Возможности определить количество бездействующих сканеров в автобусах, когда водитель вынужден позволить пассажирам ехать бесплатно, также ограничены. А компания-субподрядчик, которая это контролирует, собирает информацию только с 6 утра до 10 вечера. Генаудитор констатирует, что за семь лет, прошедшие сo дня подписания городом и провинцией договора о внедрении Presto, стороны все еще не сумели найти общий язык. Что, оказывается, совсем не мешало «Большому брату», то есть «Метролинкс», снимать с банковского счета ТТС оговоренный процент с каждой оплаты проезда. Мало того, ежемесячно переводились также $104.000 за пользование системой. Правда, после того, как ТТС добилась остановки платежей, деньги за 2019 год были возвращены.
При этом городские транспортники утверждают, что 40% предусмотренных контрактом услуг не внедрены. Например, прямая оплата проезда кредитной или дебитной карточкой, как в других городах мира.
К сожалению, сложившаяся практика такова, что отчеты генерального аудитора - это, скорее, сотрясение воздуха. Как всегда, фигуранты обещают принять к сведению и приложить усилия. Все равно пассажир заплатит...
А.Герштейн.