Между Йом-Кипуром и шалашами.
Шатер – символ мира. Дорогие друзья, мы с вами осветили тему подготовки к Йом-Кипуру, дню искупления, дню великого катарсиса, когда люди ходили в белом, не ели и не пили подобно ангелам, все еврейские районы стояли как замершие, никто не ездил на машинах, а в Израиле этот день – рай для велосипедистов…
Но этот день прошел, и ныне мы строим шалаши. Нелегко добиться в фешенебельных районах столичных городов разрешения на постройку временной сукки, но, самое забавное, что, пока суд да дело, 7 дней праздника уже прошли и можно разбирать шалаш на запчасти! Так что вас никто не накажет…
А в сельской местности, в кибуцах, поселениях, спальных кварталах с приусадебными участками и пригородах, конечно, шалаши будут стоять гордо и красиво, с иллюминацией, напоминая нам об Исходе из Египта. Первым такие постройки применил еще Яаков-праотец, даже назвал всю местность – Суккот, когда убегал от Лавана и сидел в таких временных убежищах.
Идея сукки – это именно идея отдыха, прибежища, укрытия от опасности.
Пламенные строки любви посвятил этому еврейскому шалашу писатель Герман Вук. Аллегориями с Суккой полны и наши Писания, Псалмы: Укрой меня в шатре Твоем мирном, о Всевышний!
Шатер – символ мира
С приходом Мошиаха шатер, обтянутый левиафановой чешуей, лазурный и прозрачный, вместит в себя всех праведников.
В советской России хабадники, да и просто верующие евреи, настоящие герои, случалось, прятались в телефонные будки на улице, заменяя прогнившую крышу на покрытие из древесных веток, и потихоньку съедали свою тарелку супа, якобы беседуя по общественному телефону. Ведь всю неделю праздника мужчины-евреи обязаны есть только в сукке.
Сукка – любое четырехугольное строение с крышей из веток, его можно даже ставить на палубу корабля, в кузов открытого грузовика, на спину слона, на ледовую арену… Со всего мира посылаются фотоснимки еврейских шалашей, выполненных в самых экзотических условиях…
Построили наш шалаш и мы у себя во дворе, ведь Цфат ко всему готовится заблаговременно. Идеальное расстояние от дома до сукки – такое, чтобы суп не остыл по дороге! Желаем и нашим дорогим канадцам доброго и веселого праздника Суккот!
Букет единства
Лулав (пальмовая ветвь, символ мудреца Торы, победы разума) с помощью бамбуковых колец увязывается в одну связку с другими ветвями, гордо высится в окружении нескольких миртовых и ивовых прутьев. У мирта листочки – как глазки, они ароматные и плотные, в них намек на заповеди Торы, на доброту. Ива же символизирует неуча, простолюдина, далекого от заповедей...
Гегелевская диалектика выражается в том, что есть еще и этрог, который будут держать в левой руке и соединять с Лулавом, который в правой: этот пахучий лимонообразный плод олицетворяет гармоническую личность, то есть щедрого и доброго мудреца Торы, интеллектуала, который «красив во всем», по чеховскому образцу.
Единство и борьба противоположностей тут налицо: все 4 вида растений должны быть вознесены кверху, при этом их потрясают, как бы доказывая, что все они хороши и любимы Создателем.
А как же народный фольклор?
У всякого праздника – свои песни! Напомним несколько строк на идиш, посвященных сукке:
«Сукалэ а клейнэ,
Бреттелах гемейнэ,
А биссэлэ схах…
Фардэкт дэм дах…»
«Что для счастья нужно?
Доски сколотить,
Маленький шалашик
Ветками покрыть!»
Анекдоты, юмор – тоже отразили праздничную атмосферу Суккот, и главные герои в них – это жирные куры и утки, уж не обижайтесь, читатели-веганы!
…Гершале был маленьким, но смышленым. Увидал в шалаше блюдо с жареной уткой и хвать – съел ножку, пока мать пошла в дом за посудой. Пришли гости, началась трапеза. Смотрят: ножку уже кто-то съел. Но Гершале твердо настаивал, что птица была одноногая!
И даже припомнил отцу:
- Помнишь, папа, как мы шли мимо озера и видели, как утка стояла на берегу, и у нее была только одна нога!
- Это, сынок, пока охотник не выстрелит, у нее одна нога, а если что – сразу становятся две.
- Ну, теперь буду знать, - покорно согласился сытый и довольный Гершале.
Отличие еврея от нееврея
Бывает, что отличие только в одном: в реакции на неприятности. Если еврею слишком жарко или слишком холодно в сукке, он, пожалуй, высидит трапезу до конца, а может, и не досидит, раньше уйдет. Спокойно так сменит локацию. Но случайный гость – при большой жаре или, наоборот, при великом холоде – не просто выскочит из еврейского шалаша, а еще и дверью хлопнет, да так, что вся сукка вздрогнет.
Народный, опять же, фольклор, ничего личного. Хлопнет дверью? Выскочит? Не так все просто! – это вообще очень значимый символ. Случается, что и еврей «выскочит из еврейства, да еще и дверью хлопнет».
…А оставшиеся только переглянутся между собой.
Конкурс красоты у этрогов
…Да-да. Вы не ослышались: этроги красуются на прилавках, их бережно берут в ладони, осматривают на предмет пупырушков и неровностей, оценивают «носик» и основание плода, спрашивают, откуда он привезен, как был выращен…
Прям как жених, за которого дочку замуж отдают, не просто абы как! Это – мужские атрибуты праздника, это дозволенная ярмарка тщеславия, ковбойские соревнования на религиозной почве, тут ты можешь распустить перья, торговаться до крика и гордиться потом своим сокровищем-этрогом, как своей собственной родословной.
Суккот в искусстве кинематографии
Потому-то и стал возможен сюжет фильма «Ушпизин» (Дорогие гости), где криминальные ребятки, знакомые главного героя по прошлой жизни, приезжают к нему в религиозный район Иерусалима (видимо, прятаться), спят у него в сукке (ведь сукка – это убежище!), а с утра – пока хозяин на молитве – захотели приготовить себе салат и порезали в качестве лимона… его ЭТРОГ! Благодаря жене он их все-таки не прогнал, а за великое его терпение были эти супруги награждены долгожданным ребенком, который родился у них спустя некоторое время. В фильме много ссор и экспрессии, прямо бразильский сериал на основе еврейского сюжета.
История эта – реальная, только случилась она лет двести назад, и детали чуть отличались. Но суть оставалась той же: человек лишается этрога, за который столько плачено!
Мы покупаем этрог для всех мужчин в семье, малышу тоже можно подарить этрог, шекелей за 20, в то время как взрослая версия может стоить и до сотни долларов США. Ну, а слово «ушпизин» взято из книги «Зогар», и оно означает не просто дорогих гостей, а приглашенных в сукку патриархов еврейского народа: Авраама, Ицхака, Яакова, Моисея, Иосефа, Давида и Шломо. Их присутствие явно ощущается, если только вы будете сидеть в шалаше тихо, при свечах, глядя на звезды сквозь благоухающие ветки.
Мирного шатра всем читателям «Русского Экспресса»!