О чем будет фильм, который мы снимаем.
В Цфате и в Тверии возобновляются съемки художе-ственного фильма по моим книгам об Аризале. Сегодня я хотела бы познакомить вас с некоторыми сюжетными линиями.
Субботние одежды
Однажды в Бейт а-Мидраш Аризаля вошел Раби Шмуэль ди Озеда (автор комментария «Мидраш Шмуэль» на трактат Мишны «Авот»). Аризаль встал перед ним и оказал ему большие почести. Когда раби Шмуэль ушел, Раби Хаим спросил Аризаля, почему он вел себя так. Раби Ицхак ответил, что Раби Шмуэль удостоился исполнить одну чрезвычайно важную заповедь Торы и потому его сопровождает танай Раби Пинхас бен Яир, к которому, собственно, и относились почести, оказанные Аризалем.
Раби Хаим немедленно побежал вслед за раби Шмуэлем, догнал его и спросил, какую заповедь он исполнил сегодня?
– «Я скажу тебе правду, – ответил тот. Сегодня рано утром, когда я шел в Бейт а-Мидраш, чтобы быть одним из первых десяти человек, которые придут туда, я, проходя мимо одного дома, услышал оттуда ужасный плач. Я вошел спросить, почему они так плачут, и увидел там людей без одежды. Оказалось, что ночью воры залезли к ним в дом и унесли все, что там было. Мне стало их очень жалко, я снял свою одежду и отдал им, а сам поспешил домой и надел свои субботние одежды».
- За это и пришла к тебе душа праведника древности, который также вызволял бедняков из таких ситуаций, - пояснил Ари.
Из Цфата в Йерушалаим
Ученики великого Аризаля, рабби Ицхака Лурии, вспоминали, как однажды в пятницу перед наступлением Шабата, когда они стояли со своим учителем в поле в окрестностях города, готовясь встретить царицу-Субботу, он неожиданно повернулся к ним и живо сказал: «Давайте пойдем в Йерушалаим». Ученики были поражены: Йерушалаим далеко от Цфата, а до захода солнца оставались считанные минуты. Что он задумал?
Аризаль, видимо, имел в виду, что они перенесутся в Святой город вне времени; возможно, в его странном предложении скрывалось нечто еще более глубокое и значительное, чем намерение посетить
Йерушалаим. В группе возникло минутное замешательство, кто-то заметил, что надо бы предупредить семью, и Аризаль печально сказал: «Все, уже поздно». Великий ученик (талмид) Аризаля Раби Хаим Витал упоминает такой эпизод в своих записках. После смерти учителя он находился в Йерушалаиме.
Однажды к нему пришел гонец и передал, что его вызывает иерусалимский наместник султана: тот приказал открыть воды Гихона. Гихон был подземным водным источником, протекавшим под Йерушалаимом. Его замуровал царь Хизкияу, как сказано в Талмуде, против воли мудрецов того поколения.
Очевидно, закрытие и открытие этих вод имело куда более глубокое значение, чем соображения технической целесообразности. Султан знал, что великий каббалист Раби Хаим Витал обладает достаточной трансцендентальной силой, чтобы «распечатать» источник, спрятанный много веков назад. Раби Витал боялся выполнить это указание, но он знал, что ему грозит смерть, если он откажется.
Поэтому он с помощью особого каббалистического приема мгновенно перенесся в Дамаск. В ту же ночь к нему во сне явился его ребе, Аризаль. «Почему ты отказался сегодня открыть Гихон?» – спросил он своего ученика.
– «Я боялся использовать святые имена Б-га для выполнения этого приказа», – ответил Раби Хаим.
– «А как ты очутился в Дамаске?»
Реб Хаим, видимо, не нашелся, что ответить, и Аризаль продолжил: «Ты знаешь, что твоя душа – это «гилгуль» царя Хизкияу и что ты пришел в этот мир для того чтобы вновь открыть этот источник, замурованный много лет назад?»
Ответил реб Хаим: «Я вернусь туда завтра и все сделаю».
Сказал Аризаль: «Нет, теперь ты ничего не сможешь сделать. Сегодня был этот день, но благоприятная возможность необратимо упущена».
(Продолжение на стр. 15)
Колодец Мириям
К моменту знакомства с Аризалем, Раби Хаим Виталь был уже выдающимся кабалистом. Несмотря на молодой возраст, менее тридцати, он возглавлял иешиву кабалистов в Дамаске. Но начав учиться у святого Ари, он ничего не понимал, а то немногое, что понимал, быстро забывал.
Так продолжалось, пока Аризаль не повез его на озеро Кинерет. Взяв лодку, они приплыли на определённое место, где Ари велел Раби Хаиму зачерпнуть воды, произнести браху и выпить.
От этой воды, по словам Раби Хаима Виталя, просветлился его разум и открылось сердце, и он начал понимать и запоминать то, что Ари ему раскрывал.
Все известные нам сегодня книги Аризаля дошли до нас через его ученика Раби Хаима Виталя.
Вода, которую он выпил из Кинерета, была водой колодца Мирьям, который находился в тот момент в том месте озера Кинерет. В Пиркей Авот сказано, что мир стоит на 3-х основах: на Торе (Моше), на служении (Аарон) и на благотворительности (Мириям). В заслугу Мириям евреев всегда сопровождал особый колодец с водой.
Когда Мирьям умерла, основа благотворительности, на которой стоит мир, пошатнулась. В результате исчезла вода. Моше и Аарон по повелению Вс-вышнего укрепили эту основу и вернули нам воду. С тех пор колодец Мирьям сопровождает нас повсюду, переходя от одного источника воды к другому. Тот, кто удостоится отведать его воды, получит особый заряд святости, как это и произошло с Раби Хаимом Виталем.
Известно, что перед Шабатом нужно попробовать от субботних блюд, как сказано: «пробующие их удостоятся жизни».
Будущее Избавление – Геула – также называется Шабатом – «день, который весь – Шабат и отдых на вечную жизнь».
Поскольку один день Творца – это тысяча лет, как сказано Царем Давидом: «Ведь тысяча лет в Твоих глазах, как день один» (Теилим 90:4), и раз так, то седьмое тысячелетие (время конечного Избавления) является как бы «Шабатом» Вс-вышнего.
Соответственно, сегодня, когда мы находимся в шестом тысячелетии, у нас пятница (канун Шабата) – начиная с 5501 г. начинается канун Шабата (утро пятницы), а начиная с 5751 г. – уже пятница после полудня, и поэтому уже пришло время «пробовать» от субботних блюд – от блюд Избавления.
Каковы же они, эти блюда?
Когда наступит конечное избавление – будет светить ярчайший свет, и все люди постигнут тайны Торы. Это будет подобно водам Потопа. Тайны Сверху – это каббала. Технологии же будут раскрываться подобно «водам бездны».
Объясняет Рамбам в конце своей книги «ha-яд hа-хазака»: «В то время… не будет у всего мира иного занятия, чем постижение Творца. Поэтому евреи будут большими мудрецами, и будут знать вещи, доселе непонятные, и постигнут мудрость Творца своего по мере человеческих возможностей».
Когда Аризаль говорил о необходимости вкушать от приготовленных Шабатних блюд на глубоком уровне, он имел в виду необходимость постижения в последних поколениях тайн Торы – изучение каббалы и Хасидута.
Квантовая революция, таким образом, была предсказана уже тогда. (Любавический Ребе на «Берешит»).
Эстер Кей
исследователь каббалы и эзотерики из Цфата, Израиль,
специально для Русского Экспресса.