Чунга-Чанга
«Чудо-остров, чудо-остров, жить на нем легко и просто, Чунга-Чанга!» Наши читатели помнят, конечно, песенку о мультяшном острове с загадочным названием. Но вряд ли ее авторы, поэт Юрий Энтин и композитор Владимир Шаинский, могли предположить, что в канадской реальности этот текст может звучать почти насмешкой. Если заменить, например, Чунга-Чангу на Острова Торонто…
Toronto Islands, расположившиеся в акватории озера Онтарио, прямо напротив даунтауна, служат местом отдыха с конца 19-го века. Когда-то здесь был полуостров, связывающий их с большой землей. Однако в 1858 году бушующие воды озера буквально смели 150-метровый участок суши, и острова полностью отрезало от берега.
В определенной степени это оказалось на пользу их обитателям, особенно в конце 20-го - начале 21-го веков, когда город захлестнула волна урбанизации. И сегодня примерно 750 островитян, как они сами себя называют, в основном пенсионеров, могут любоваться мешаниной из стеклянных башен даунтауна с безопасного расстояния.
Но так уж ли безопасного?
В последние два года это вызывает серьезные сомнения. В 2017-м, в результате обильных дождей, уровень воды в озере достиг рекордной высоты в 75.919 метра над уровнем моря. Под угрозой затопления оказалось более половины всех жилых домов на острове.
Власти были вынуждены временно закрыть местную государственную школу и парк, уже наполовину покрытый водой. 27 промышленных насосов работали без перерыва. В доке было установлено круглосуточное дежурство парома на случай срочной эвакуации. Настоящей катастрофой оказалось наводнение для местных бизнесов, связанных в основном с индустрией отдыха.
И вот - снова-здорово. В прошлый уикенд уровень воды в озере поднялся до высочайшей в истории точки: 75,94 метра над уровнем моря - на сантиметр больше, чем в 2017-м.
Специалисты из Toronto and Region Conservation Authority (TRCA) предполагают дальнейшее повышение, вызванное дождливой погодой в середине недели. Но главный вопрос сейчас в том, что будет с этой водой: сойдет ли она обратно в озеро, или затопление примет статичный характер.
Хотя на этот раз городские структуры и сами обитатели острова лучше подготовились к разгулу стихии. Были заранее установлены 30 насосов, завезено более 20.000 мешков с песком и 8 надувных ограждений. По словам мэра Тори, городской казне это уже обошлось в 5 млн. долларов, включая потерянный доход от паромов и оплату сверхурочных дополнительным городским работникам.
В отличие от 2017-го, пляжи и рестораны продолжают работать в обычном режиме, хотя посетителей стало меньше, вода залила некоторые дороги и вынудила закрыть часть аттракционов в Centreville, местном парке развлечений. Под угрозой оказалось проведение целого ряда мероприятий, 11 из которых пришлось отменить или перенести в другие места, на другие дни. Отменено также более четырех десятков пикников.
Если подсчитать, сколько денег налогоплательщиков потрачено за два эти года на ликвидацию последствий затопления, то как знать - может, этой суммы хватило бы на то, чтобы спроектировать и построить в акватории острова надежную систему защитных сооружений. Но у города, одолеваемого неразрешимыми проблемами доступного жилья, разбитых дорог, переполненного транспорта, наглеющего криминала, руки до этого не доходят. Разве что поставить в следующий раз еще десяток насосов, и подвезти не 20, а 30 тысяч мешков с песком. Так может, островитянам,
уставшим от регулярных субботников по самозащите от наводнений, попроситься под крыло провинции? Тем более, что в конце апреля правительством Форда была создана целевая рабочая группа для улучшения возможностей борьбы с наводнениями. А целому ряду наиболее пострадавших регионов и городов выделено экстренное финансирование на преодоление последствий затопления.
Правда, левые СМИ говорили об этом как бы нехотя. Гораздо больше внимания было уделено 50-процентному сокращению бюджета природоохранных служб, которые должны заниматься также контролем и предупреждением сюрпризов водной стихии.
А тут, глядишь, да и найдутся какие-нибудь подзабытые параграфы, подтверждающие претензии провинции на острова. Как уже случилось с предвыборным делением города на округа, потом с метрополитеном.
Или как теперь, с Ontario Place - объявят международный конкурс на лучшую идею, привлекут зарубежных инвесторов, и станет остров не только уютным и спокойным местом для житья, но и, как прежде, любимым местом отдыха горожан и гостей Большого Торонто. Да еще и прибыль будет приносить круглый год. Прямо как в песенке: «Чудо-остров, чудо-остров, жить на нем легко и просто, Чунга-Чанга!»
Александр Герштейн