Страницы дней перебирая…
Юбилей Клуба русскоязычных специалистов. «Мы истинно свободны, когда мы сохранили способность рассуждать самостоятельно, когда необходимость не заставляет нас защищать навязанные и в некотором роде предписанные нам мнения» - так сказал Марк Туллий Цицерон (I век до н.э.). Эти слова знаменитого римского оратора, политика и философа сохраняют свою актуальность и по сей день.
Ничто так не объединяет людей, обладающих суммой знаний и опытом, как возможность и желание свободного обмена мыслями и идеями. Именно на этой основе 10 лет назад родился проект создания Клуба русскоязычных специалистов, под крышей всем знакомого центра Бернарда Бетела.
- В конце 90-х годов в Торонто была создана Ассоциация ученых и специалистов, которая занималась в основном помощью в продвижении проектов, - рассказывает доктор экономических наук Рудольф Сатановский. - В ее рамках, в том числе, встретились четыре профессора: доктор физико-математических наук Василий Димитров, доктор технических наук Олег Меньшиков, доктор технических наук Борис Фельдман, и я. Сели, поговорили и решили: а почему бы нам не создать собственный клуб, основной задачей которого будут не столько проекты, сколько интеллектуальное общение, то, чего нам очень не хватает. Чтобы у каждого из членов этого клуба чаще звонил телефон, чего, к сожалению, со временем становится все меньше и меньше…
Проработав организационные вопросы, инициаторы проекта представили его координатору центра Лиле Болтянской. Оценив идею, она дала добро, согласившись выделить помещение, и сказала - все остальное за вами…
- В сентябре-октябре 2009 года мы дали объявление о том, что организуется такой клуб. Пришло порядка шестидесяти человек, столько мы даже не ожидали. Решили для начала рассказать, что это такое. Если заинтересует - пойдем дальше. Но надо было как-то получить информацию о людях, которой у нас не было. Причем аккуратно, с соблюдением приватности...
Организаторы нашли изящное решение - провести беспроигрышную лотерею. Каждый должен был заполнить листочек: фамилия, имя, домашний телефон, хобби. В результате получили список специалистов, около 50 человек. Посмотрели, кто эти люди - по уровню образования, специальности, профессии, интересам. Разбили на группы, и перед каждой встречей кто-то обзванивал всех, напоминал. Постепенно привыкли, и стали регулярно собираться, раз в месяц. Центр включал клуб в план мероприятий, который публиковался в газетах.
- Надо отдать должное Лиле, она очень нас всегда поддерживала, - вспоминает профессор Сатановский. - За столько лет не было ни одного срыва, притом, что каждый раз найти интересного ведущего не просто. Обсудив форму проведения встреч, решили называть это дискуссией. Потому что здесь все привыкли к лекциям, а наша идея состояла в том, чтобы каждый мог высказаться, проявив тем самым свой интерес, показать эрудицию...
- Лекция, как таковая, была у нас лишь затравкой для дальнейшей дискуссии, - говорит участвующий в нашем разговоре профессор Василий Димитров. - Деление времени было примерно 50/50. Тут вот что важно понять: собрались высокопрофессиональные люди, и разговоры шли на соответствующем уровне. Можно назвать не одно имя, и все это были умные, знающие специалисты. Например, три профессора только одной математики...
Мои собеседники вспоминают, как возникла группа убежденных оппонентов. И это было очень хорошо, потому что все знали, что кто-то всегда выступит против. Неважно о чем…
- Скажем, будет одна дама, независимо от темы встречи поднимающая вопросы экологии, а другая - медицины, - говорит Рудольф Сатановский. - И надо отдать должное, это стимулировало людей. Мне кажется, что рамки свободной дискуссии нам очень подошли. Люди, особенно в последние годы, собирались без всякого приглашения, что уже говорит о многом. Сформировался такой определенный костяк, те, кто участвовал постоянно. Другие приходили и уходили. Вот мы хотим на нашей юбилейной встрече спросить: а кто был на той, самой первой? И увидеть динамику. Наверняка, осталось таких мало, но информационно все равно интересно…
За 10 лет прошло почти 90 встреч. Просматривая архив клуба, можно увидеть и оценить разнообразие тем, представленных на обсуждение. Вот лишь малая часть из них: «Мир и музыка вокруг нас», «Интеллектуальная собственность», «Современная наука и мистика», «Каноны классической женской красоты». А на одной из встреч Василий Димитров сделал доклад под названием «Блеск и нищета Нобелевских премий».
- Я попытался проанализировать тематику, - говорит Сатановский, - и получилось, что на первом месте оказались вопросы культуры. Потом общение, за ним шли наука и экология. Затем медицина и бизнес. Интересных проектов было немало. Скажем, долгие годы членом нашего клуба был Эрнест Зальцберг. За это время он выпустил пять или шесть томов своего исследования «Евреи в Америке» - замечательная книга, она дает информацию, которую нигде больше не почерпнуть. Василий Димитров издал книгу по иммиграционной политике. Борис Фельдман написал хорошую книгу об очередном поколении электронно-вычислительной техники...
Посвятив одну из встреч вопросам оптимизации производства, участники дискуссии попытались применить эти модели к иммиграции. Оказалось, что кроме существующих уровней межгосударственного и внутренней миграции, есть еще третий - обмен между различными провинциями, который никто не рассматривает. И какие на самом деле мигранты нужны Онтарио, в клубе знают гораздо лучше, чем там, где решаются эти вопросы.
- Например, каждый год журналист Роберт Меламед делал обзор международных событий. Мы готовили экономические обзоры. Бывали и неожиданные темы... Как-то я встретил в магазине Мишу Короля, совершенно неузнаваемого. Что случилось, спрашиваю? - "Да у меня волосы выросли… ". - "Как это?" - "Я пептиды начал принимать." "- Это что такое?"
Он пришел, рассказал, дискуссия разразилась жуткая совершенно, противники разделились на два лагеря, одни «за», другие «против». Мы решили, что так дело не пойдет. Подобрали команду врачей, ведущих специалистов в разных областях, и они объяснили, в чем тут секрет...
Со временем клуб вышел за пределы центра Бернарда Бетела.
- Мы установили и поддерживали связи со многими аналогичными ассоциациями, клубами, - рассказывает профессор Сатановский. - Например, с Домом ученых в Хайфе, в Израиле. В своем ежегодном вестнике они периодически публиковали наши статьи. Вместе с Васей мы опубликовали в Америке, в Бостонском клубе русскоязычных ученых, статью, посвященную теме выборов…
- Политтехнологическую, - поясняет профессор Димитров, - с применением некоторых научных подходов. Большая была работа… - Из бизнес-школы Schulich Университета Йорк были гости. Как-то мы пригласили ребят из Литературного клуба «Альманах», здесь у нас, на севере. Они пришли к нам, читали свои стихи, произведения, потрясающе было. Выставки устраивали, концерты...
Клуб поддерживает также связь с Россией, где издается научно-практический журнал «Организатор производства». И конечно, людям хотелось бы как-то практически применить свои знания, опыт, а не только делиться ими между собой. Но постепенно пришло понимание того, насколько это сложно в здешних условиях. Однако участие в работе клуба дает главное - свободу обмена мыслями и идеями.
И если по пути домой вы хоть чуть-чуть поменяете представление о чем-то, значит дискуссия была полезной.
Подобную атмосферу и удалось создать в Клубе русскоязычных специалистов, отмечающем в эти дни свое 10-летие.
Беседовал
Александр Герштейн