Торонто - весна Победы.
Дань памяти. В этом году праздник Победы пришелся в календаре на рабочий день недели. Так что русскоязычная община Торонто начала отмечать его заранее, еще в воскресенье 5 мая. Да и денек наконец-то выдался по-настоящему весенний, теплый и солнечный. Как будто специально для того, чтобы в шествии «Бессмертного полка» смогло принять участие еще больше народу, чем обычно.
По информации организаторов, на улицы Северного Йорка вышло около 8 тысяч горожан. Детишки - в колясках, а наши дорогие ветераны, которых, к сожалению, собралось всего лишь 14 человек, ехали в машинах, с волонтерами за рулем.
Состав участников вполне мог стать темой для памятных нам мозаичных панно «Дружба народов» - с той лишь разницей, что народов тут было намного больше привычных пятнадцати.
И хотя «Бессмертный полк» изначально задумывался как мероприятие, призванное почтить и увековечить память родных и близких, павших в боях, настроение у людей было праздничное. Гремели марши и песни военных времен, над шествием проплывали увеличенные фотографии с именами отважных воинов, и красные флаги. Встречные машины приветственно сигналили участникам парада. Вежливые полицейские и волонтеры общины следили за порядком.
Кадры шествия в Торонто даже попали в специальный выпуск одного из российских телеканалов. Правда, перечисляя страны, где местные общины организовали это мероприятие, ведущий программы, видимо, увлекся, и где-то между Гонконгом и Швейцарией упомянул несуществующее государство Палестина. Ну прямо как у Высоцкого: «Везде на четверть наш народ…»
Логическим продолжением этого замечательного дня стал концерт на площади Мэла Ластмана. Думается, событие это в нашей общине будут вспоминать и обсуждать еще долго.
Гостями Торонто стали хорошо известный зрителям Хор Турецкого и вокальная женская группа SOPRANO, которые представили зрителям программу Unity Songs, «Песни единства» - международный марафон, включающий 12 стран и мировых столиц. Автор этого проекта Михаил Турецкий, Народный артист России, так определяет его цель: «Unity Songs – это не просто слова, положенные на музыку, это наша история, наша память. Цель марафона - объединить людей и сохранить этот хрупкий мир через музыку».
Наш Торонто также вошел в маршрут гастролей.
- Торонто - это мой любимый город, - сказал Михаил Турецкий на пресс-конференции, - мы здесь были уже много раз. Впервые в 91-м, тогда еще еврейский хор у нас был. Это великий город, известный во всем мире, привлекательный для жизни. С точки зрения политики мы ничего не будем говорить, но здесь можно жить. Мы видим наших соотечественников, которые выглядят очень убедительно, радостно, в хорошем настроении. Еще в прошлом году, выступая перед Генеральной Ассамблеей ООН, мы встречались с людьми, которые нам говорили: привозите вашу программу в Торонто, ведь Канада имеет самое прямое отношение ко Второй мировой войне, мы были союзниками в общей борьбе с фашизмом. У каждого артиста из нашего коллектива есть какая-то семейная история, связанная с войной. Я сам сын фронтовика, мой отец был участником прорыва ленинградской блокады. И когда ему было уже 90, а мне - 40, он начал все мне рассказывать...
На мой вопрос, как хватает сил при таком напряженном рабочем графике, Турецкий ответил:
- То, как люди нас встречают и воспринимают, создает мощную энергетику, почти невероятную. Торонто - город мира, счастья, и мы хотим сегодня поделиться нашими эмоциями с вами...
На церемонии открытия зрителей и гостей из Москвы тепло приветствовали генеральный консул Российской Федерации Кирилл Михайлов и городской советник по 10-му округу Джеймс Пастернак. Председатель Канадской Ассоциации ветеранов Второй мировой войны из бывшего СССР Вячеслав Николаевич Волков еще раз напомнил собравшимся о той цене, которой досталась победа над фашизмом.
А затем на сцену вышли… маленькие артисты из Star School Academy, которым было предоставлено право открыть концерт.
К ним присоединились Хор Турецкого и SOPRANO. Чтобы рассказать об их программе, Unity Songs, наверное, понадобилась бы не одна газетная страница. Песни военных лет органично сочетались с русской и зарубежной классикой. В завершение концерта Михаил Турецкий вновь пригласил на сцену детей из Star School, и вместе с хором они исполнили «Солнечный круг» и «Катюшу». Артистам, взрослым и маленьким, дружно подпевал весь огромный зал, в который превратилась площадь.
Директор школы Жанна Степанова, педагоги и родители дружно болели за своих питомцев. И отметим без ложной скромности - творческое сотрудничество оказалось вполне достойным...
Так же, как и сам уровень организации и проведения этого сложнейшего мероприятия, к успеху которого приложили массу времени и сил люди из нашей общины: Ирина Громова, известный риэлтор и активная общественница, Светлана Дворецкая, президент и исполнительный продюсер Show One Productions, Ксения Котова и волонтеры из команды «Друзья -Russian Friends of Canada», спонсоры - Yummy Market, Kartina-TV, «Русский Экспресс», «Торонтовка» и другие.
А 8 мая на главной площади Торонто наши ветераны вместе с канадцами-товарищами по оружию праздновали VE-Day, День Победы в Европе, и наш День Победы. Это мероприятие проходит уже пятый год подряд по инициативе советника Джеймса Пастернака. День выдался на редкость холодный и ветреный, так что людей на площади собралось не так уж много. Но когда после речей и приветствий на сцену вышли дети из Star School, казалось, что песни в их исполнении согрели души всех присутствующих.
9 мая, по установившейся традиции, община отмечает в хорошо знакомом всем нам Earl Bales парке. К этому событию приурочена выставка архивных документов и фотографий, отражающих важнейшие события Великой Отечественной войны: битва за Москву, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курское сражение. И, конечно, персональная выставка Людмилы Шнайдер «Дорогие мои ветераны…».
В программе праздника - поздравления ветеранов, концерт наших талантов, цветы и подарки. Торонто отмечает весну Победы...
«Мы были простыми солдатами...»
«Радостно было, весело, - вспоминает День Победы 98-летний Алексей Литвачук. - Песни пели, очень было хорошо. Многие плакали, что столько всего пережили…»
Мы беседуем с ветераном по пути на главную площадь Торонто, Nathan Phillips Square. Уже несколько лет подряд здесь, у здания городской мэрии, проходит совместное празднование Дня Победы и VE-Day, Дня победы в Европе. Вместе с канадскими товарищами по оружию в церемонии принимают участие члены Ассоциации ветеранов Второй мировой войны из бывшего Советского Союза, живущие ныне в Торонто.
В армию Алексей Исаевич, родившийся в июле 1922 года в Виннице, был призван в 1940-м. Местом его службы стал 262-й отдельный батальон связи 148-го стрелкового корпуса Одесского военного округа. Собственно говоря, пожар войны уже полыхал: в Финляндии, в Польше, в Юго-Восточной Азии. Но рядовой Литвачук принял свой первый бой с немецкими и румынскими войсками в самом начале Великой Отечественной, 22 июня 1941 г., в районе Кишинева. А затем оказался в 94-м полку связи 49-й армии, с которой прошел до самой столицы.
- Уже под Москвой попал я в разведотдел, - рассказывает ветеран. - Узнали, что я, хоть и посредственно, на уровне средней школы, но владею немецким языком, могу понять, о чем говорят. Кто-то даже слышал, как я по-немецки ругался. Я ведь с самого детства говорю и пишу на идиш. Когда в 5-м классе начали учить немецкий, многое понимал.
И стали брать меня в рейды, за линию фронта, мы переодевались в гражданскую одежду и шли. Старались приблизиться к немцам, услышать какие-то фразы, обрывки разговоров. Например, двое встретятся на улице, интересуются, из какого полка, когда прибыл, кто командир, а это было важно для военной разведки... Или видим, идет фриц с собачкой, договариваемся: ты берешь собаку, а я фрица… Вот так брали «языка», довести его надо было живым в любом случае, и сдавали в разведотдел 49-й армии...
Однажды разведчикам была поставлена задача захватить радиостанцию. Уже совсем рядом с немецким центром связи чужих учуяли собаки, и бросились на них. Пришлось отбиваться гранатами.
- В конце декабря 41-го года, в составе второго эшелона, мы вошли в только что освобожденную Калугу. И так получилось, что оказались около местной синагоги. С одной стороны, я ничего в этом особого не видел. Был комсомольцем, рос и учился в такое время, когда любая религия запрещалась, тем более, иудейская.
А религиозный человек сразу объявлялся врагом народа. Но рядом с нашим домом в Виннице стояло целых три синагоги, старые. В одной тайно собирались люди, и поневоле я слышал, как они говорят, потому что молиться было запрещено…
Услыхав внутри шум, Алексей с товарищем ворвались в здание с оружием наизготовку и увидели сотни две людей, с детьми, многие плакали.
- Что такое? Они на идиш начинают объяснять, что евреи, и немцы обещали их тут сжечь… А те на полу валяются, полупьяные, четверо или пятеро. Я все понял, возмутился страшно, и товарищу своему объясняю, в чем дело. Он тоже обозлился, и мы людей вывели, а фашистов пустили в расход…
Бойцам было еще неведомо, что, отступая, немцы расстреливали военнопленных и подожгли еврейское гетто. А этих людей просто не успели...
Война закончилась для Алексея 20 мая 1943 года.
- Немцы бросили в нас гранату, на длинной деревянной ручке, при падении на землю эти гранаты начинали крутиться. В этот момент я ее схватил и швырнул обратно, но граната взорвалась в воздухе, и меня тяжело ранило в руку. А после лечения перевели в нестроевую часть, где я продолжил службу до декабря 1945 года...
Там же, в госпитале, рядовой Литвачук приобрел имя, с которым живет уже восьмой десяток лет.
- Когда меня призвали, официально я был записан как Абрам Исаакович. Но один доктор сказал, что у меня много неприятностей будет с таким именем. Он знал, о чем говорит, но я был слишком молод, чтобы это понимать. Я родился в советское время, был предан Советам. Ну вот, поменяли мне имя, и стал я Алексей Исаевич...
Слушаю ветерана, и невольно вспоминаются щемящие слова песни, которую композитор Матвей Блантер написал на стихи поэта Михаила Исаковского: «Враги сожгли родную хату, сгубили всю его семью. Куда теперь идти солдату, кому нести печаль свою?» Это ведь как будто про него, Алексея Литвачука...
- Вернулся я с войны домой, а вся семья наша уничтожена. Пока был на фронте, я и не знал, что они всех убили. Маму, сестричек, что недавно провожали меня в армию, дядю моего, всего 60 человек нашей большой «мишпохи». Страшно было об этом слушать… Даже сейчас страшно...
Но надо было продолжать жить. Вернувшись с войны, Алексей долго трудился в разных местах, в основном на тяжелой работе. Девушка, с которой они поженились, прошла войну, участвовала в боях в Венгрии, и тоже была тяжело ранена. Так что выбирать не приходилось, надо было кормить семью.
- Я потом долго работал мастером по ремонту электрооборудования, ремонтировал трофейные немецкие холодильники. Обслуживал винницкий областной трест «Маслосырпром», объездил все районы Винницкой области. Она огромная была, тридцать с лишним районов. Эта профессия кормила меня и мою семью, жену и двух дочек. Жена тоже работала, так вот и жили...
В Канаду родителей вызвала дочка. Алексей работал здесь на стройках, был и кровельщиком, и стекольщиком, не боялся никакой работы.
- Помню, на Don Mills 14-этажки строил. Со мной трудились и болгары, и те же немцы, разные люди. Я со всеми дружил… И на пенсию уже только здесь вышел.
Вот вы спросили, считаю ли я себя героем? Нет, я не могу такого сказать. Мы были простыми советскими солдатами, и делали свою опасную работу. Это война...
Беседовал
Александр Герштейн