Ликбез по израильской политической системе для неизраильтян.
Особенности израильской политической системы. Пинхас Полонский сделал обзор партий перед выборами – может, пригодится такой материал и вам, просто любопытства ради…
(Окончание, начало в №1105).
11. Некоторые партии объявляют себя центристскими. Ранее это были партия Ицика Мордехая, партия Кадима партия Шарона и партия Шинуй - все они на сегодня не существуют. Общий принцип: век центристской партии очень недолог. И еще: представление о том, что если человек был генералом и начальником генерального штаба, то он умеет управлять государством – это, конечно, полная чепуха. Генеральный штаб – это очень узкая область. Например, если человек является хорошим программистом, это не значит, что он умеет управлять государством…
12. Сегодня центристской партией объявил себя блок Кахоль-Лаван. Там собрались вместе три бывших начальника генерального штаба – это Ганц, Ашкенази и Яалон. Они говорят: «Мы – начальники генерального штаба», но на гражданке они совсем ничего не умеют делать. Например, Ганц открыл фирму, а потом обанкротился и позорно ее закрыл, даже не сказав людям, что фирма закрывается. Работники пришли утром на работу, а дверь фирмы просто закрыта на ключ. Он им не написал письма, не сообщил ничего вообще. Генералы привыкают командовать, потому что находятся в системе с директивным управлением: в армии никто не советуется с младшими офицерами, там им приказывают. А на гражданке жизнь устроена совсем по-другому, и здесь надо уметь разговаривать с людьми, этому в армии не учат. Поэтому все генералы обычно являются худшими управителями на гражданке, за немногими исключениями.
13. Также «в центре» находятся секторальные партии (упомянутые выше), которые могут продаться и тем, и другим. Вообще, секторальная партия продается за выгоду для своего сектора. Есть харедимные партии, которые теоретически могут быть с левыми, и бывали с левыми в правительстве.
14. Следующей право-центристской партией является Ликуд (ее ядро, Херут, существует с 1920-х годов), который имеет умеренно-правую позицию по арабам, по экономике и по религии. По арабам главное достижение – это не отдавать и держаться. По религии, поскольку все разделяются и тянут в разные стороны, то ничего не менялось, не меняется и трудно ожидать, что изменится. А в области экономики у Ликуда и состоят главные достижения. Биби по вопросам арабов и религии всю жизнь только лавировал между всеми, чтобы ничего не развалилось. Зато по вопросу экономики он провел совершенно феноменальные изменения и добился просто поразительных успехов.
Скажем, в Израиле рост ВВП на душу населения превышает чуть ли не в полтора, а то и в два раза средний показатель по развитым странам. Огромные и самые лучшие успехи в децентрализации, в либерализации и т.д. По крайней мере, рост зарплаты, включая не только среднюю, но и минимальную зарплату, по-моему, в два раза обгоняет рост цен. Я помню, наверное, уже лет десять назад левые кричали: «Мы сделаем огромные достижения, установив закон, чтобы минимальная зарплата стала в тысячу долларов, только дайте нам прийти к власти». И очень хорошо, что они не пришли к власти, потому что без всяких насильственных указаний минимальная зарплата сегодня близка к полутора тысяче долларов. Для бедных самый лучший способ улучшать свой экономический статус – это вовсе не социализм, а капитализм. И уж это Биби понимает совершенно точно.
15. Следующая партия у нас – это религиозные сионисты, которые являются правоцентристской партией. Когда-то они были секторальной партией Мизрахи (существовали с 1892 г., еще до Герцля), в свое время состояли в союзе с партией Авода и Бен-Гурионом, называясь Историческим союзом, т.е. Бен-Гурион отдавал религиозным сионистам религиозную область в армии, кашруте и прочих таких областях. А за это религиозные сионисты поддерживали Бен-Гуриона в большой политике, были за все, что ему было надо.
16. Но на этих выборах она раскололась, потому что два лидера партии Беннет и Шакед ушли из партии, сказав, что партийный аппарат их задушил, и они не могут ничего провести. Два лидера партии сказали, что партийный аппарат слишком им мешает. Они ушли из этой правой религиозно-сионистской партии и создали партию Новые Правые, которая не религиозная, а обще-сионистская. И это оказалось очень успешным, потому что если до этого у них было примерно семь-восемь голосов, то когда они ушли из партии, то сразу получили 6-7 мандатов на всех опросах. Ведь оказалось, что есть много нерелигиозных людей, которые готовы за них теперь голосовать, когда они не связаны такой сильной религиозной повесткой, а являются более-менее нейтральными. А те, кто остались, объединились с более крайними, которые не проходили барьер. Получилось, что они и тех вытащили, и тоже получают сейчас примерно 6 мандатов, т.е. от этого раскола их представительство примерно удвоилось.
17. Надо сказать, что в целом, если две партии проходят электоральный барьер, то в случае объединения вместе они получают совсем не больше - но меньше, чем сумма их избирателей, потому что всегда кому-то кто-то не нравится из другой партии. А люди часто голосуют не потому, какая партия им больше нравится, а потому, какая партия им меньше не нравится.
Соответственно, и объединяясь, они объединяют антирейтинги, а не только рейтинги. Поэтому действует известный принцип: если партия не проходит, то нужно объединяться, чтобы голоса не пропали. А если обе части проходят, то им лучше идти отдельно, а не вместе, потому что, объединившись, они потеряют. По состоянию на сейчас есть несколько партий, которые находятся на грани прохождения электорального барьера. А есть несколько партий, которые возникли сегодня, но, может быть, пройдут. От того, пройдут они или нет, все очень сильно зависит, потому что если партия имеет примерно четыре мандата, и если она проходит электоральный барьер, то четыре мандата – это очень много в ту или в другую сторону. А если не проходит, то это сразу минус четыре мандата.
18. Поэтому выиграют правые или левые, зависит не только от количества поданных голосов, но, прежде всего, какие партии прошли электоральный барьер, а какие – нет. Из-за этого, с одной стороны, рискованно голосовать за партию, которая на грани, потому что она может не пройти электоральный барьер, а с другой стороны, если из этих соображений за нее не проголосуют, то она тогда именно и не пройдет, и все голоса потеряются.
Поэтому существуют две совершенно противоположные рекомендации голосовать или нет за партию, которая на грани. Хабадники и многие другие голосовали за ТАБ (Михаэль бен-Ари, Оцма Иегудит) – союз правых партий, максимально близко стоящих к позициям Целостности Страны Израиля. Любавичский Ребе беседовал с Биби и дал ему особые указания.
В народе бытует легенда, что он станет последним главой правительства, после которого уже – только Мошиах!