Канадский крипто-детектив.
Деньги, тайны и смерть. Недавно неожиданно и весьма преждевременно скончался основатель компании Quadriga Джеральд Коттен. 30-летний владелец крупнейшей в Канаде криптовалютной платежной системы находился в Индии с благотворительным визитом. И вдруг стремительно умер, что подтверждает выданный индийскими властями сертификат.
Пресс-релиз от имени «Квадриги» утверждает, что причиной смерти стало обострение хронического желудочно-кишечного заболевания – болезни Крона. Но многие считают, что слухи о смерти бизнесмена сильно преувеличены...
Впервые идея альтернативной электронной валюты была высказана еще в 1983 году. Биткойн появился в 2009 году. А сегодня в мире насчитывается более 4 тысяч альтернативных «денег». Их анонимность и отсутствие централизованного контроля дают ощутимые преимущества в определенных ситуациях. Но эти преимущества могут быстро обернуться серьезными проблемами и большими убытками.
Без Коттена Quadriga оказалась в очень трудном положении: все финансовые операции босс проводил лично, и только у него доступ к секретным счетам и компьютерной системе компании. 115 тысяч клиентов, а также кредиторы «Квадриги» требуют вернуть более 260 миллионов долларов. Деньги лежат где-то в виртуальном пространстве, но выйти на них за редким исключением невозможно.
Между тем, тела Коттена не видел никто из тех лиц или структур, которые могли бы окончательно засвидетельствовать его кончину. Что касается свидетельства о смерти, то знающие люди утверждают, что получить такой сертификат нетрудно. Характерно и то, что Оттава пока что уклоняется от конкретного ответа на вопрос о смерти Коттена.
За одиннадцать дней до смерти Коттен составил завещание. Из своего состояния он выделил 100 тысяч долларов на двух собачек-чихуахуа. Он явно предполагал, что может уйти из жизни раньше своих питомцев.
Еще нюанс: прежний партнер Коттена и со-основатель «Квадриги» был в прошлом осужден в США за мошенничество. Приговор включал identity theft, хищение персональных данных с преступными целями. Кстати, экс-партнер Коттена родом из Индии.
Несколько слов о самом Джеральде Коттене. С молодых лет он проявлял большие способности в компьютерных технологиях, финансах и бизнесе. Закончив в 2010 году престижную школу бизнеса при Университете Торонто, он переселился в Ванкувер. Там в то время был особенно велик интерес к биткойну и другим криптовалютам. И не случайно: через Тихий океан в Ванкувер лились капиталы, и далеко не всегда чистого происхождения.
Правительство Канады на удивление быстро легализовало криптовалюты, невзирая на то, что они обеспечивают анонимность расчетов и пользователей. Это особенно любопытно на фоне активнейшей деятельности федеральной системы финансового контроля FINTRAC. Она бдительно следит за денежными трансакциями (начиная от 10 тысяч долларов единовременно или за сутки), внося свой вклад в борьбу с оргпреступностью, коррупцией, уклонением от налогов и терроризмом.
Но вернемся к Джеральду Коттену. Основанная в 2013 году Quadriga быстро привлекла множество клиентов, и стала крупнейшим провайдером криптовалютных операций в Канаде. В 2016 году Коттен стал единоличным владельцем бизнеса. Несмотря на размах операций, он сам проводил все трансакции и вел все дела компании лично из своего дома в провинции Новая Шотландия.
У «Квадриги» не было не только обычного офиса, но и постоянных сотрудников, только контрактники. Компания не имела даже официальных банковских счетов. Но зато у нее были собственные крипто-банкоматы. А сам Коттен считался одним из ведущих мировых специалистов в криптофинансовых технологиях.
В итоге клиенты «Квадриги» не только остались без денег, но с серьезными тревогами насчет того, а не окажется ли их приватная информация в злодейских руках или в руках соответствующих государственных структур?
Наверное, сейчас многие из них сожалеют об отсутствии респектабельной службы, которая давала бы оценку риска работы с различными бизнесами. В интернете полно отзывов о большинстве деловых структур, но нередко эти отзывы субъективны и не отражают реальный баланс выгоды и риска.
Если вы сберегаете или инвестируете деньги, то в случае чего ваши потери могут быть в той или иной степени компенсированы. Почему государство не стремится в такой же мере защитить клиентов криптофинансовых бизнесов? Как говорится, было бы желание...
А.Гладков
(agexpress@mail.com)