Жаркие страсти и прохладные подземелья.
Иерусалим-Торонто. Дорогие друзья, забудем на минутку о сложных погодных условиях в Канаде и северных штатах Америки, отвлечемся от ледяного дождя, ветра, снежных заносов, откроем свою душу навстречу весенним ветрам, оттепели, путешествиям в теплые края! Ибо я зову вас в Иерусалим.
В Иерусалиме летом часто бывает так жарко, что дневные прогулки туристы предпочитают проводить…по подземным его историческим местам. Ручьи, тоннели, колодцы... Исторические катакомбы и культурные слои. Кто помнит, на чем мы с вами остановились? Я вам напомню: мы вот-вот доберемся до современности, до иерусалимского трамвайчика. И тогда – нас неожиданно подхватит вихрь приключений и опустит в… древний Струтийон. А пока – еще немного исторических фактов.
7.6.1967 весь Иерусалим оказался в руках Израиля. Во время боев за Старый город израильское командование отдало приказ любой ценой избегать нанесения ущерба христианским и мусульманским святыням, что стоило Израилю немалых дополнительных жертв и усилий.
28.6.1967 — декрет израильского правительства об объединении Западного и Восточного Иерусалима.
1969-1971 — Иерусалимский муниципалитет приглашает самых известных еврейских архитекторов мира принять участие в проекте восстановления Еврейского квартала Старого города. С 1970 года на холмах вокруг Иерусалима строятся новые жилые районы — Гило, Рамот, Неве-Яаков, Рамат-Эшколь, Тальпиот Мизрах и др.
Июнь 1980 года — израильский парламент принял Закон об Иерусалиме, объявляющий Иерусалим неделимой столицей Израиля.
В 2018 году Иерусалим стал столицей уже на официальном международном уровне.
Могли ли об этом мечтать те, кто веками стремился попасть сюда ? Представьте себе… Сопровождаемые неистовым ветром, собирались в огромный караван йеменские евреи. Они уходили из Сана’а, возвращаясь в Землю Отцов. Их путь лежал на юг, к Адену, где найдутся корабельщики, готовые, как некогда Йону в Таршиш, переправить их через Красное море в Египет, а оттуда, словно три тысячи триста лет назад, они пойдут пешком в Ханаан, как шел когда-то Народ Израилев, презрев пустынные бури, покрывавшие багровым закатное небо.
Август 2011 года — в Иерусалиме начинает работать первая трамвайная линия на территории Израиля. Скоростной трамвай связывает северные кварталы города с Горой Герцля. Сооружается струнный мост Арфа Давида, по которому трамвай проходит над въездом в город, не создавая пробок. Длина контактной сети трамвая — 13.8 км.
К 2022 году планируется довести количество линий трамвая до трех.
Ну что ж, как и обещали, мы довели историю Иерусалима до самого…трамвайчика. И теперь нам предстоит по катакомбам добраться до сердца города и мира – Святой Святых Храма.
Ибо зачем дорога, если она не ведет в Храм?
Эстер Кей,
исследователь каббалы и эзотерики из Цфата, Израиль,
специально для Русского Экспресса.
Достопримечательности Иерусалима.
Слышали ли вы об акведуке Маккавеев? О Струтийоне? 80-метровый подземный акведук Маккавеев и бассейн Струтийон является продолжением так называемого «Туннеля Стены Плача».
Этот большей частью рукотворный туннель стал одной из главных туристических достопримечательностей Иерусалима по следующим причинам. Во-первых, он проходит вдоль всей Западной стены Храмовой Горы, построенной при царе Ироде (40—4 гг. до н.э), доступ к которой на поверхности земли затруднен из-за арабских жилых домов (открытая площадь возле Стены Плача и сама часть Стены Плача — лишь короткий фрагмент Западной стены).
Во-вторых, внутри туннеля есть точка, от которой расстояние по прямой линии до Скалы Завета (на которой в древности находилась Святая Святых («девир») двух Храмов) является наиболее коротким (короче, чем от Стены Плача), это особое место, в котором любят молиться евреи.
Читатель не должен удивляться — евреям до сих пор запрещен подъем и моление на Храмовой Горе, поэтому даже молитва в подземном ходе в прямой близости от Скалы Завета является откровением для правоверного иудея.
По странной иронии — именно в этом месте во времена первого арабского завоевания располагалась «синагога пещеры», упоминаемая в документах Каирской генизы. В ней продолжала молиться еврейская община Иерусалима до прихода крестоносцев.
Сам туннель Стены (будем называть его так) — является результатом кропотливых археологических раскопок, начатых после объединения Иерусалима в 1967 году. До этого времени в подземных пещерах, ныне включенных в туннель, побывали английские археологи Чарльз Уоррен (тот самый, который открыл «колодец Уоррена») и Чарльз Вилсон.
Они нашли в этих подземных пустотах достаточно свидетельств, четко относящихся ко времени Второго Храма. Век XIX прошел, и сменился XX, в Иерусалиме турецкое правление сменилось британским мандатом, а затем иорданцы захватили восточную часть города, изгнав евреев и запретив им молиться у Стены Плача — но никто не исследовал подземелья у Западной стены.
Как же получилось, что возле Западной Стены Храмовой Горы образовался целый подземный квартал? Объяснение этому следующее — в древности уровень почвы в этом районе был намного ниже, здесь проходила глубокая долина Тиропеон, идущая от долины Бен-Инном («Геены огненной») на север, рассекая Иерусалим надвое, и заканчиваясь у подножия Храмовой Горы.
Когда по приказу царя Ирода комплекс Храмовой Горы расширили, над долиной построили огромный мост, ведущий к Храму, который сегодня называют «Аркой Робинсона». Эта циклопическая арка находится в данное время под землей, и туннель проходит под ее искусно сложенными сводами. Римляне частично разрушили мост, но затем, в византийскую эпоху, его восстановили. Арабское завоевание Иерусалима тоже не помешало мосту, и крестоносцы пользовались им.
Но когда крестоносцев изгнали мамлюки, и мечети на Храмовой Горе стали использоваться ими, было решено, что глубокая долина Тиропеон очень мешает правоверным мусульманам восходить пять раз за день к мечетям для совершения намаза, и мост недостаточен для толп молящихся.
Несмотря на то, что Тиропеон был тогда достаточно густо застроенным участком, мамлюкский правитель Иерусалима приказал засыпать долину землей, щебнем и камнями, пока уровень почвы не поднялся на «удобную» высоту, и соорудить над этим хаосом каменные своды, на которых началась новая городская застройка.
Таким образом, целый пласт истории был искусственно погребен под мостовой нового квартала, а полузасыпанные здания использовались как канализационные ямы и складские помещения. Страшную вонь и отбросы, которые попадались на каждом шагу, английские археологи вспоминали долго.
Израильские археологи расчищали эти авгиевы подземные конюшни метр за метром, стараясь не расширять раскопки более чем на полтора-два метра от каменной кладки Западной Стены, прокладывая узкий проход вдоль нее, чтобы не повредить подземных коммуникаций и фундаментов домов арабского квартала Старого Города, лежащих сверху. Археологические работы в рукотворном подземелье вскрывали слои, принадлежавшие арабам, Византийской империи, римлянам, и — наконец — самый нижний слой, иудейский. Ровные каменные плиты мостовой I века до н.э, «иродианская» кладка.
И нижние каменные блоки Стены, самый большой из которых весит — по примерным вычислениям — 600 тонн, а длина его — 14 метров.
По рассказам гида
Льва Виленского
(Окончание следует).