Единство в различиях.
Общность идеалов. Художественная галерея Онтарио (Art Gallery of Ontario) намерена распродать часть своей коллекции известнейшего канадского мастера Александра Джексона. Если вы хоть немного знакомы с канадским искусством, то это один из основателей знаменитой «Группы Семи», с которой началось становление и признание канадской живописи. Его работы – это часть национальной культуры Канады, связывающее прошлое, настоящее и будущее страны.
Официальная причина распродажи: «чтобы освободить место для недостаточно представленных художников». Похоже, что заменяющие Джексона художники продвигаются не столько в силу своего таланта, сколько для компенсации недостаточной «представленности».
Вот что рассказывает СВС об этих авторах: «девять современных канадских художников, использующие объекты, изображения и мультимедиа для того, чтобы бросить вызов традиционному представлению о «черной» культуре».
Кстати, судьба Александра Джексона - яркий пример реальной «непредставленности». Когда он был ребенком, его отец бросил семью. Чтобы помочь матери содержать шестерых детей, Джексон устроился в типографию. А по вечерам после трудной работы посещал одну из художественных школ Монреаля. Повзрослев, Джексон нанялся на судно, перевозившее скот в Европу, чтобы найти там поддержку своему дарованию. Но ему пришлось вернуться обратно.
Нанявшись на работу в Чикаго, он накопил денег на путешествие в Париж. Там работы Джексона постепенно завоевали признание, но не потому, что он был «недопредставленным», бедным начинающим художником. Затем он писал картины на полях сражений Первой мировой, был ранен и вернулся в Канаду зрелой личностью и мастером.
Художник должен сражаться за признание, а не получать его за принадлежность к «недопредставленным», «обиженным» и «обездоленным». Талантам необходима поддержка – но не за счет выбрасывания из галереи национальных реликвий. Иначе мы выбросим и саму Канаду в угоду весьма сомнительным ультра-политикорректными установками.
Но такова тенденция, возобладавшая в стране в последние годы. Сам премьер-министр Джастин Трюдо сообщил, что у канадцев нет единой самоидентификации. Это так, если мы говорим о расовом и этническом разнообразии. Но чтобы различия не привели к противоречиям, необходима единая самоидентификация по части ценностей, идеалов, трудовой и общественной культуры, и всего прочего, что объединяет разных людей. Вопреки утверждению Трюдо, наша сила не в различиях, а в единстве.
Чтобы стать канадцем, надо воспринять основополагающие канадские ценности, что не происходит автоматически с видом на проживание или с паспортом. Поэтому такой неприятный осадок оставило распиаренное до невозможности прибытие беженки из Саудовской Аравии. Восемнадцатилетнюю девушку, сбежавшую от тирании фанатичных родителей и от перспективы принудительного брака, министр иностранных дел Канады назвала «новой отважной канадкой».
Но она не «канадка», а гражданка своей родины, Саудовской Аравии, получившая убежище в Канаде вместе с правом на проживание. Называть ее канадкой преждевременно, неуместно и спекулятивно. Как вообще вся эта история, удобная для укрепления «прогрессивного» имиджа либералов Трюдо перед выборами. А если нет, то почему эта девушка – при понятном сострадании к жертве фанатизма - оказалась в Канаде вне очереди, впереди людей, бегущих от реальной угрозы гибели? И почему каждого беженца не встречает в аэропорту министр иностранных дел Канады?
Наверное, есть причины для превращения гуманитарной акции в пропагандистскую. Ну ладно, на то они и политики, чтобы все политизировать. Проблема в другом: то, от чего бежала юная саудовка, она вполне может встретить и в Канаде. Все те пережитки псевдо-религиозного фанатизма, от безговорочного диктата мужчин до полигамных браков и убийств за неподчинение.
Все это результат отказа от единой самоидентификации. Вот красноречивая иллюстрация: продолжается процесс по делу о покушении на убийство людей в магазине Canadian Tire в Скарборо летом 2017 года. Как признала 34-летняя Рехаб Дагмош, на это преступление ее водушевили идеи «исламского халифата».
Как выяснилось, прежде она уже пыталась присоединиться к «халифату», но была возвращена в Канаду. Зачем?! Неужели не было ясно, что эта фанатичка ищет возможности отнять у кого-то жизнь? И вообще, нужны ли нам носители таких убийственных различий?
А.Гладков
(agexpress@mail.com)