Хотели как лучше...
А получилось так... По всей стране примерно полмиллиона автоматов, выдающих и принимающих наличные деньги, требуют перенастройки программного обеспечения. Начиная от банковских АТМ и заканчивая киосками Presto. А все потому, что их электронные мозги не научили опознавать новую 10-долларовую купюру с портретом Виолы Десмонд, национальной героини в борьбе за гражданские права из провинции Nova Scotia. Для разрешения этой проблемы потребуются немалые средства и время…
Выход в свет идеологически важной купюры сопровождался большой помпой и широко освещался в СМИ. Причин тому было несколько.
Во-первых, дочь простого парикмахера стала первой афроканадской бизнесвумен, которая в середине 40-х годов основала в Галифаксе школу косметики, куда принимали учениц с небелым цветом кожи.
Однажды, решив сходить в кино, пока чинят ее автомобиль, Виола решительно потребовала в кассе кинотеатра билет в партер, куда чернокожие в те времена не допускались. Получив отказ, она заплатила за место на балконе, на 1 цент дешевле, но все равно села в партере. Однако общественное мнение в атлантической глубинке еще не дозрело до понятий равенства.
Хозяин кинотеатра предъявил судебный иск «за уклонение от налогов», и девушку приговорили к уплате штрафа в 26 долларов, по тем временам сумма немалая. Адвоката ей не предоставили, протесты общины и апелляция в Верховный суд не помогли. Так и оставалась Виола правонарушительницей до конца своей жизни в 1965 году.
Лишь в 2010-м тогдашняя лейтенант-губернатор провинции Майян Франсис, также чернокожая, подарила ей прощение. Справедливость восторжествовала. Виола Десмонд стала символом борьбы против расизма и сегрегации.
В 2016 году из пяти кандидатур знаменитых женщин Канады правительство Трюдо выбрало именно ее достойной чести быть изображенной на национальном денежном знаке.
Но, как это нередко случается, благие в целом намерения обернулись неразберихой, создающей неудобства. Создатели новой купюры решили придать ей оригинальный, а главное, идеологически выдержанный вид, и обеспечить самое современное техническое исполнение. Дизайн изображения стал вертикальным, возможно, для большего отличия от стандартных купюр, достоинством от 5 до 100 долларов. На обороте появилось своеобразной архитектуры здание Канадского музея прав человека в Виннипеге, и 15-я глава Хартии - «О равенстве всех людей перед законом…»
Что же касается печати, то основой послужила не традиционная бумага, а новый полимер. Кстати, подобная технология уже давно используется при выпуске многоцветных израильских банкнот.
И все бы хорошо, но, как сообщают ведущие канадские средства массовой информации, только в провинции Nova Scotia более сотни различных машин просто отказываются принимать новые «десятки». А их уже в обороте почти 17 миллионов из выпущенных в ноябре прошлого года 19,6.
Правда, Банк Канады намекает, как бы между делом, что «с различными финансовыми организациями и производителями машин проводилась определенная работа с целью «минимизации» последствий использования новых 10-долларовых купюр в индустрии».
То есть заранее знали, что денежка может подвести. Но вместо того, чтобы честно об этом сказать народу, неслись вскачь, под знаменем политкорректности. А теперь тот же банк, устами своего пресс-секретаря Ребекки Спенс дает поистине мудрый совет: «Если машина не принимает новую купюру с портретом Виолы Десмонд, используйте другую, из тех, что введены в обращении раньше…»
Что же делать, если у вас в кошельке, как назло, только одна, новая, банк не объясняет. Наверное, идти пешком... Попутно выяснилась еще одна любопытная деталь: оказывается, в компании «Метролинкс» ударными темпами осуществившей переход на оплату проезда электронными карточками Presto, тоже знали, что новшество несет проблемы. Но заверяют, что перепрограммируют все машины.
По мере того, как до них доберутся. «Как только мне попалась новая купюра, я решила ее сохранить», - заявила Энн Мари Эйкинс, представитель корпорации. Замечательная идея, не правда ли? Жаль, что она не пришла в головы всем тем, кто думал не столько о реальной, сколько о политической стороне дела. Ведь ту же самую банкноту можно было напечатать малым, коллекционным тиражом, хотя бы вначале. И даже сделать своего рода раритетом. Ежегодно Банком Канады выпускаются памятные и коллекционные монеты, посвященные знаменательным датам или известным личностям…
Но так уж у нас заведено: сначала делают, а потом думают. И переделывают, опять же, за счет налогоплательщиков..
Александр Герштейн.