Война и мир.
Минута молчания. Ежегодно 11 ноября в странах Содружества торжественно отмечается Remembrance Day - День Памяти. По всей Канаде, в сотнях и тысячах больших и малых городов, люди собираются у мемориалов и обелисков, чтобы почтить память павших героев.
Они отдают дань уважения солдатам и офицерам, тысячам мужчин и женщин, что служили и продолжают служить стране в войнах, конфликтах и миротворческих операциях.
Ровно в 11:00 объявляется минута молчания. Склоняют головы ветераны, которых остается все меньше, и те, кто пришел им на смену. В тишину вплетается печальный голос трубы - традиционная «Последняя почта». Поют волынки, возлагаются венки, звучит рефреном «Мы не забудем!»
В этом году День Памяти совпал с юбилеем окончания Первой мировой войны, самой кровопролитной в истории, как казалось тогда ее участникам и современникам. В честь этой знаменательной даты в Торонто, Оттаве и других городах страны пройдут военные парады, торжественные церемонии. В столице Онтарио мероприятия состоятся у Сенотафа - военного Мемориала у старого сити-холла, у Мемориала памяти ветеранов Онтарио перед зданием парламента на Queen’s Park, в историческом Форте Йорк, общинных центрах. В честь 100-летия Armisticе - перемирия - колонна солдат и офицеров Вооруженных Сил Канады пройдет парадным маршем по University Avenue.
Минутой молчания почтят память героев участники церемоний в North York Civic Centre и торонтском отделении организации Jewish War Veterans.
В этот день политики всех рангов и спектров украшают себя традиционным алым цветком мака и произносят речи о важной роли, которую играют вооруженные силы в защите нашей демократии. А самый главный из них, Джастин Трюдо, отправился во Францию, дабы принять личное участие в торжествах по поводу 100-летия окончания Первой мировой войны.
Но когда заходит речь о том, чтобы достойно обеспечить солдат, возвращающихся домой, восторги угасают, и начинается политическая возня. Независимо от того, какая партия сейчас у власти, все остальные дружно обвиняют ее в том, что для ветеранов делается недостаточно.
Тем более, когда для этого есть повод. Как, например, на этой неделе, когда выяснилось, что федеральное министерство по делам ветеранов «случайно», как объяснил его министр, «в результате ошибки в расчетах», задолжало ветеранам 165 миллионов долларов за семь лет. И теперь вроде бы собирается их выплатить, по крайней мере, в ближайшие пару лет.
Обнаружилось также, что правительство, год за годом, не полностью использует средства, заложенные в бюджет. Причем, как утверждают оппозиционные новые демократы, это имело место и в период, когда у власти были консерваторы Харпера.
Одновременно продолжаются таинственные игры с пенсионным обеспечением людей в униформе, которые не щадили своей жизни и здоровья, защищая идеалы мира и свободы в различных регионах мира. Теперь правительство либералов разработало для них проект так называемой «пожизненной пенсии», призванный заменить закон, действовавший до сих пор.
По уверениям правительственных чиновников, новый пенсионный план принесет ветеранам более чем 3,6 миллиардов долларов дополнительно. В будущем, правда. Критики же этой идеи считают, что имеет место попытка сэкономить деньги, которых бывшие солдаты, вероятнее всего, не увидят…
А надежды относительно небольшой группы солдат и офицеров - инвалидов боевых действий, обратившихся за получением бенефитов после 2006 года, на то, что их, наконец, уравняют в правах с теми, кто сделал это ранее, оказались тщетными.
Как сообщает газета «Глоб энд Мейл», председатель Национального Совета Ассоциаций ветеранов Брайан Форбс, проведя сравнительный анализ бенефитов, предусмотренных старым законом о пенсиях и новым, «пожизненным», заявил, что новая программа является настоящим «предательством по отношению к общине канадских ветеранов».
И хотя министерство уверяет, что в этом проекте предлагается большая помощь в освоении бывшими солдатами мирных профессий, лучшее образование и тренинг, повышение объема инвестиций в сферах, связанных с обеспечением их жизни, Форбс уверен в том, что основой любого благополучия или стратегии реабилитации остается финансовая независимость.
В качестве примера он приводит две цифры. В рамках пенсионного закона ветерану, получившему тяжелое ранение, не имеющему семьи, полагалось ежемесячно 6118 долларов. При наличии жены и детей - даже больше. Теперь в виде «пожизненной пенсии» ему придется довольствоваться суммой, почти в два раза меньшей - 3650 долларов в месяц.
На попытки судиться с правительством у ветеранов пороху, что называется, не хватает. К сожалению, исторические традиции остаются неизменными при любой общественной формации, в том числе и демократии. И правыми оказываются не те, кто проливает кровь, а другие, протирающие штаны в уютных кабинетах.
Пока что канадским ветеранам приходится в среднем по 16 недель ждать ответа: подходят ли они для получения финансовой помощи и медицинского обслуживания в случае ранений, полученных во время службы.
Но если ветераны Второй мировой и Корейской войн, которых остается все меньше, как-то укладываются в эти сроки, то почти 70 процентов других, включая служивших в Афганистане, вынуждены ждать от 23 до 32 недель. Особенно страдают женщины и франкоязычные ветераны. Эти грустные факты озвучил в своем отчете омбудсмен по делам ветеранов Гай Парент. По его мнению, новый проект «пожизненных пенсий» может породить еще большую неразбериху и усугубить ситуацию.
Авторы многочисленных откликов на эту публикацию отмечают, что было бы совсем неплохо, если бы правительство Трюдо уделяло скромным героям в солдатской униформе такое же внимание, как пресловутым «нелегальным мигрантам» или «беженцам от Трампа».
С начальственным безразличием к ветеранам перекликается и сравнительно новая тенденция носить вместо красных цветочков белые, с зелененьким словом Peace – «мир» то есть. Местные пацифисты, заимствовав идейку в Австралии, утверждают, что это, дескать, символизирует стремление к миру вместо войны. А красные, мол, ее прославляют…
- Найдите для своей социальной справедливости другой день и другой символ! - советуют им люди. - Это неуважение к ветеранам!
Однако в воскресенье, 11 ноября, все обиды будут отставлены в сторону. Простые канадцы всех национальностей и цвета кожи, мужчины и женщины, давшие клятву верности своей стране, их семьи, друзья и соседи будут вспоминать всех тех, кто не вернулся с полей сражений, усеянных алыми маками...
Александр Герштейн.