Веселье в служении Всевышнему.
Смех освобождает. В нашей недельной главе Торы мы встречаем тему рождения долгожданного ребенка, весть о котором вызывает приступ радостного смеха (… «И засмеялась Сара»), и вполне можем посвятить этому наши статьи. Смехотерапия – практическое применение ее в нашей жизни – знакомьтесь с современными научными данными! А во второй статье мы свяжем тему веселья и шутовства с… каббалой.
Одним из последних достижений современной терапии является смехотерапия с применением дыхательных техник.
Ученые утверждают, что смеяться надо по 15 минут в день — это отличная профилактика ряда заболеваний, это выброс эндорфинов в мозг (эндорфины создают эффект радости и счастья), это мобилизация всех иммунных сил организма для борьбы с уже имеющимися недугами.
Смех освобождает. Смех сродни Геуле (Освобождению из изгнания). Ицхак — отец и источник «правильного смеха». Ицхак — именно тот патриарх, которого в Талмуде (трактат «Санедрин») называют нашим отцом в Эру Геулы.
Как раз об Ицхаке написано, что он совершал некие игривые действия с женой, что весьма удивительно, так как ему свойственна строгость, и о нем же написано — «Страх Ицхака».
Мы не сможем понять всей глубины затронутых аспектов, но одно становится ясным — правильный смех, еврейский смех - это смех, за которым стоит трепет перед Б-гом.
Это не безудержный и неостановимый смех, а элемент СаМЕаХ (на иврите: «радостный»), буквы СМЕХ сродни этому слову, это более тонкое умение смеяться, причем над своими же недоразумениями, умение подняться над ситуацией.
Смех можно выработать за счет искусственных приемов. В группе это осуществляется весьма успешно по наработанным методикам. Человек делает что-то абсолютно искусственно, просто говорит «О, О, А-А-А» и потом хохочет, как мешок смеха на батарейке.
И вдруг замечает товарища, который делает то же самое невероятно забавно, уморительно смешно, и вдруг начинает хохотать уже от всей души.
Тут он замечает, что на него смотрит ползала, и все просто за животики держатся, глядя на его смех, ну — тут уже пора падать на пол, «если я способен рассмешить публику, то это действительно что-то новое в моей личности». Смех вызывается именно ощущением новизны.
Очень важно понять, что смех может быть вызван искусственно и затем перейти в настоящий приступ самого искреннего веселья. Отсюда — вывод в работе над другими эмоциями. Мы можем добиться у себя тех эмоций, которые нам нужны. То же и с чувством Геулы и Мошиаха. Изучая тему Мошиаха, мы вызываем в себе это ощущение свободы. Пусть оно пока слегка искусственное. Не страшно. В ответ на наше усилие придет настоящее чувство Геулы. Очень скоро.
Каббала и… шутовство?
Шуты королей и лидеров хасидизма. Каббала и шутовство. Два вида безумия – одно наигранное, скрывающее под собой иногда пророчество, прорыв в иное измерение, а другое – обычное отсутствие ума. В хасидизме и каббале есть место первому виду «безумия».
Безумцем называли даже… пророка Иезикииля (Иехезкеля), так написано в Книге Пророков. Безумие пророка есть некое пограничное состояние между пребыванием в этом мире и мире духовном. Внешне это могло выражаться в «безумном» виде и поведении. Обладали таким иррациональным видением мира и некоторые шуты.
…Гершл Острополер, придворный шут рабби Баруха из Меджибожа (внука Баал-Шем-Това, имевшего пышный хасидский «двор»), однажды зашел к нему в кабинет и начал что-то искатьна полу. Спросил его рабби: «Что ищет Гершале?»
- Твое лицо. Все говорят, что оно упало… (то есть: дух твой упал, ты пал духом!) Рабби Барух служил Б-гу в своем, увы, печальном ключе: выражение страдания и мольбы не сходило с его лица. Гершале, желая его то ли проучить, то ли рассмешить, нагнулся и принялся искать упавшую самооценку своего рабби…
При дворах обычных королей шуты могли позволить себе критиковать монархов. В пушкинской повести «Арап Петра Великого» именно «дура» (шутиха) правильно разгадала причину грусти арапа (Ганнибала).
Шуты при дворах могли быть горбунами или юродивыми, и их нельзя было обижать или наказывать. Но бывали и другие весельчаки в истории. Настоящие провидцы и спасители династий. Например, Шико при Генрихе III и Генрихе IV был единственным шутом, носившим личное оружие, считавшимся «второй шпагой королевства», являлся с 1584 года дворянином и - конечно, смешил своего короля, но далеко не только!
(Шико, политический деятель в облике придворного шута при французском короле Генрихе III, мог позволить себе любую дерзость, любую критику монарха или строя, и никто его не наказывал. Также веселился он и при Генрихе 4-м. З вали его не иначе как мсье де Шико, а настоящее имя было – Антуан д-Англэрэ. (Из воспоминаний Сюлли). Sully, de. Memoires de M. de Bethune, duc de Sully… T.1. — Londres, 1778).
Как рассматривает каббала шутовство? Само слово шутка сродни ивритскому ШТУТ, или глупость, ШИТА, или система, ШОТЭ, глупец, на идиш – а шойтэ.
Объясняет Любавичский Ребе, что для раскрытия Мошиаха в мире необходимо задействовать не только разумные средства, но и те, которые стоят выше нашего понимания, а именно – наглость и глупость животной души, которые должны быть трансформированы в требовательность и «безумство храбрых», упорство и настойчивость в решимости добиться Освобождения.
И тогда «шутовство», или глупость, превратятся в другое слово с тем же корнем, что и «шут» – Шиттим – дерево, использованное для построения Храма в пустыне, то есть возведения и постройки жилища для Б-га на Земле.
Эстер Кей,
исследователь каббалы и эзотерики из Цфата, Израиль,
специально для Русского Экспресса.