Дорожные истории от Эстер Кей.
Ответы на вопросы. Дорогие друзья, вот и пролетели дни ранней осени, праздники, отмечавшиеся еврейскими общинами мира, и, как всякий раз по возвращении к будням, испытываешь чувство приятной упорядоченности и успокоения. Будто вышел на ровную дорогу. И в связи с этим наши две истории сегодня будут… дорожные.
Раз в 70 лет?
Расскажу историю, которая произошла с одним евреем, который слушал в своей машине аудиозапись - беседу Любавического Ребе – и обратил внимание на следующие слова:
«Говорят наши мудрецы, что душа человека спускается сюда, в этот мир, лет на 70 – для какой-то цели, которая может заключаться лишь в одном-единственном добром поступке по отношению к кому-то, лишь в одной-единственной мицве… И жаль, если он пропустит такой случай, упустит возможность, ради которой и пришел в этот мир!»
Услышав эти слова, наш водитель (назовем его Марк) задумался: а вдруг я пропустил все возможности? А вдруг я и дальше буду их упускать?
Пока он размышлял, он пропустил свой выход, скоростное шоссе завело его далеко от нужного ему направления. Дело было в Америке.
Вдруг боковым зрением он уловил неудачно вставшую с края шоссе машину, а возле нее – пожилого человека.
«Может быть, еврей? Надо бы спросить, что у него случилось».
Наш герой подрулил и кое-как остановился в неположенном месте.
Как обрадовался пожилой человек! Он сразу принялся рассказывать, перемежая историю словами на идиш, что машина его не едет, а ему скоро отправляться в аэропорт, да еще жену забирать, и он не знает, что делать.
- Возьмите такси! – предложил Марк.
- Я бы вызвал, но тогда мою машину «арестуют» за неположенную стоянку…
- Ну что ж, попробуем дотолкать ее кое-как до перекрестка и там найти парковку…
Так они и сделали. Когда машину более-менее пристроили так, чтобы она не заработала рапорта со штрафом, стали думать, как быть дальше.
- Далеко ли вам забирать жену? – спросил Марк. Ему хотелось довести свою «мицву» до конца.
- Да нет, минут 15.
- Ну так давайте сэкономим время и деньги, подброшу вас!
- О, я вам так благодарен!
…А когда они ждали, пока выйдет жена, то решили, что можно и до аэропорта поехать вместе: Марк предложил довезти.
Когда оказались в аэропорту, убедились, что до вылета времени достаточно, и тут пожилая пара стала упрашивать Марка взять сто долларов. Потом двести. Но он – ни в какую.
- Скажите, вы попали в Америку из Европы?
- Да, после страшной войны, еле спаслись оттуда. Почему вы спрашиваете?
- А могу ли я попросить вас, чтобы вы – когда прилетите во Флориду (они летели во Флориду к дочери) – нашли магазин иудаики и достали себе пару тфиллин?
- Зачем мне тфиллин?
- Я бы попросил вас надевать их в течение месяца.
- Нет-нет, я не хочу никаких религиозных ритуалов, это не для меня. Все, что мы пережили в войне, хватило бы любому, чтобы перестать верить.
Но Марк не сдавался. Не принимая денег, он улыбался и все рассказывал о важности тфиллин. Он заметил, что пожилой женщине было легче говорить на тему заповедей, чем ее мужу, который прямо кипел возмущением.
Но, поскольку времени оставалось мало, а денег помощник брать не хотел, то старику стало неловко отказывать, и он в итоге принял предложение: месяц надевать тфиллин.
А когда они обменялись телефонами, то через какое-то время и его жена сама позвонила Марку, сказав:
- Мы держим свое обещание! Муж надевает тфиллин, а я зажигаю свечи перед шабатом!
Марк удивился:
- Но ведь я про шабат не говорил.
- А я вам скажу, я сама хотела, надоело мне быть «бэрогэз» со Всевышним (ссориться – Э.К.).
И я очень хотела вернуться к традициям. А тут вы помогли! Раньше муж ни о чем и слышать не хотел, а теперь он мне не мешает. Спасибо вам вдвойне!
…И вот таким образом Марк понял, что он не упустил на сей раз свою возможность хоть раз в жизни кому-то помочь от чистого сердца и до конца!
История о водителе грузовика и ребе
Эту историю мы услышали от р. Партуша, а он, в свою очередь, имел возможность услышать ее от одного из героев рассказа – р. Иегуды Шварца, на фарбренгене в Париже.
Рабби Шварцу довелось работать в компании «Орли», доставляющей импортированные из Израиля кошерные продукты. Компания также развозит их по различным регионам Франции.
Компания принадлежит хасиду р. Даниэлю Амраму.
Шварц был водителем грузовой машины. Эта машина, на которой он ехал сегодня, была куплена со вторых рук недели две назад. Он еще не знал, что у нее неисправные тормоза.
И вот, перед красным светофором на оживленном перекрестке, грузовик мчится, тормоза отказывают, и р.Шварц с ужасом понимает, что перед ним перспектива либо врезаться в транспорт и людей, которые вокруг и впереди, либо свернуть влево и тогда попасть на мост, с которого грузовик просто упадет в реку.
Решение было принято за доли секунды, - он крутанул руль и под прямым углом развернулся в направлении моста. Бетонная ограда была прошиблена грузовиком, врезавшимся в нее при заносе, и машина наполовину свесилась над рекой.
Грузовик балансировал, но не свалился, а остался как был – воткнутый в бетонную ограду моста.
Спасатели и ликвидаторы два часа освобождали шофера из грузовика... Он остался жив и здоров.
Ущерб, причиненный мосту и транспортному средству, был велик. Полиция немедленно начала расследование. Экспертиза показала, что тормоза не работали уже достаточно давно. Ответственность за происшествие была возложена на р. Амрама, чья компания приобрела неисправный грузовик. Однако компания потребовала призвать к ответственности и продавца.
Тот, кто продал его, оказался 80-летним французом, богатым человеком, который, будучи вызван в суд, заявил, что намерен нанять лучшего адвоката и бороться до победного конца за то, чтобы доказать свою непричастность.
Когда старик увидел, что имеет дело с хасидами, он неожиданно изменил свою позицию.
В присутствии судебных заседателей и адвокатов он заявил, что соглашается уплатить.
Речь шла о возмещении ущерба плюс судебные издержки.
Он не объяснил, что повлияло на его решение.
Когда судьи увидели, что он не шутит, то решили отменить штраф. Это был ответный жест на его благородство. Теперь выплата заключалась в возмещении ущерба, нанесенного мостовому ограждению. Однако он пошел дальше – он предложил р. Амраму поставить грузовик в ремонтную мастерскую возле его дома и проконтролировать и оплатить починку машины самому.
Дирекция «Орли» не стала задавать много вопросов. Если человек делает услугу за услугой, то как не согласиться?
Через три недели старик позвонил р. Амраму и сказал, что ремонт закончен. Забирать грузовик приехал все тот же р. Шварц. Старик сам подвез его по пути из Парижа.
Здесь и состоялась примечательная беседа, в ходе которой р. Шварц узнал причину особого отношения француза к евреям-хасидам Хабада. «Как поживает ваш Ребе в Нью-Йорке? Я хочу рассказать вам, насколько велик этот человек».
Оказалось, что во время Второй мировой войны рассказчик был студентом университета. Он изучал в Сорбонне высшую математику. Он был однокурсником молодого Ребе. По пятницам студенты делали небольшой бизнес – закупали продукты в окрестных селах дешево с тем, чтобы потом продать местным парижским лавочникам подороже. «Этот заработок был нам важен в военное время.
Продажи шли особенно хорошо по воскресеньям и понедельникам. Так что лекции, прочитанные в понедельник, мало кому были знакомы. Те студенты, которые присутствовали на занятиях в понедельник, по просьбе товарищей тщательно конспектировали уроки. Рабби Шнеерсон также любезно предоставлял свои записи, сделанные для нас. Мы очень уважали его за его эрудицию, интеллигентность, приятное обхождение.
В конце семестра накапливалось много материала, мы становились нервозными. Однажды на экзамен, на который должно было быть отведено три часа, профессора решили дать пять часов, чтобы никто потом не жаловался. Однако у рабби Шнеерсона заняло всего полчаса заполнить все графы экзаменационных листов.
Как это возможно? Ведь я лично знал, что Ребе всегда читает во время лекций свою большую книгу, лежащую у него на руках или на коленях. Какой же талант нужен, чтобы подготовиться к экзамену настолько блестяще?! Одно заполнение данных, без всякого раздумья, должно было занять больше времени.
К удивлению всех присутствующих, Ребе вручил свои листы комиссии, не ответил ни слова профессору, который прямо сказал: «Это невозможно, это магия!..» и пошел к выходу. Некоторые думали, что он, возможно, просто не знал ответов и заполнил наугад.
Весь день преподавательский состав только об этом и говорил. Когда работу проверили, то она оказалась на 100% правильно выполненной.
Декан услышал об этой истории и попросил профессора, сказавшего, что это магия, извиниться. Ведь такая реплика могла обидеть студента. Профессор сказал, что извинится.
На церемонии вручения дипломов – когда молодой Ребе подошел к нему – он действительно сделал это, подавая ему заслуженный диплом. И тут же спросил, как все-таки это было возможно – выполнить столь сложное задание в столь короткий срок.
Ребе принял его извинения, вежливо улыбаясь, и перед большой студенческой аудиторией дал такое объяснение:
- У еврейского народа есть наследие – Талмуд, и тот, кто его изучает, имеет ответы на все вопросы, которые задают на экзаменах.
«И вот почему я захотел обойтись с вами как можно лучше. Я уважаю Ребе и восхищаюсь им. Я был рад познакомиться с его последователями», - объяснил свое поведение старик-француз.
Эстер Кей,
исследователь каббалы и эзотерики из Цфата, Израиль,
специально для Русского Экспресса.