НЛП, Гештальт, моделирование ситуаций в Суккот.
С обновлением вас! Еврейский праздник кущей, Суккот, приходится на 15-й день нового года (15 тишрея) и продолжается 7 дней. Но празднования начинаются еще накануне — вечером 14 тишрея. Это время, когда земледельцы, завершив сбор урожая, могут отдохнуть до первых дождей.
Слово «сукка», давшее название празднику, переводится как «шатер», или «шалаш», или «кущи», и символизирует отказ от опасной, в общем-то, иллюзии, что надежным дом делает... крыша. Безопасность и надежность существования зависит совсем от других причин. Заповеди пребывать в сукке во всех поколениях давалось множество объяснений, например, что, устанавливая около дома шалаш, евреи присоединяются к тем, кто сорок лет скитался по пустыне и, придя затем в Эрец-Исраэль, обрабатывал эту землю и радовался плодам, которые она дарила.
Согласно другому толкованию, смысл заповеди в том, чтобы человек помнил о бедности, даже будучи богатым, и не возгордился. В Суккот выполняют особый ритуал — «возносят лулав». Лулавом называется центральный лист пальмы, входящий в набор из четырех растений, так же, как и все 4 растения вместе. Принято поднимать и благословлять все четыре вида растений, каждый из которых символизирует определенный тип людей. Этрог, обладающий и вкусом, и запахом, — это евреи, знающие Тору и совершающие добрые дела. Лист финиковой пальмы, дающей плод сладкий, но без запаха, — это евреи, обладающие знанием Торы, но не совершающие добрых дел. Мирт — растение несъедобное, но приятно пахнущее — это евреи, от которых, как аромат, исходят добрые дела. Ива, у которой нет ни вкуса, ни запаха, — это евреи, которые не знают Тору и не делают мицвот.
Принято поднимать и благословлять все четыре вида растений, каждый из которых символизирует определенный тип людей. И все-таки Бог всех соединил в один букет — один народ, чтобы помогали друг другу, просвещали друг друга и отвечали друг за друга. Согласно другому толкованию, каждое из растений — определенная часть человеческого тела. Этрог — это сердце, тонкий и прямой пальмовый лист — позвоночник, мирт с его овальными листочками — глаза, а ива — уста. Собранные вместе, они составляют человека, всем сердцем преданного своему Творцу. В канун праздника устраиваются специальные базары, где продаются этроги, лулавы, пальмовые ветви для кровли, приспособления для постройки и украшения сукки.
По всей стране можно видеть шалаши — во дворах, в палисадниках, на балконах и верандах, на автомобильных стоянках. Ни одна военная база не обходится без праздничной сукки. Сегодня уже мало кто действительно живет в шалаше все семь дней праздника. Обычно семья только обедает в сукке, лишь некоторые остаются там на ночь. Особенно радуются Суккоту дети, воспринимающие этот праздник как интересное приключение. В Израиле Суккот (так же, как и другие паломнические праздники — Песах и Шавуот) официально празднуется один день. После первого праздничного дня наступают так называемые полупраздники: школьники и студенты не учатся, а на предприятиях и в учреждениях принято либо брать отпуск, либо работать полдня (до сих пор - компиляция статей из Сети).
Итак, «в шалашах живите семь дней... дабы знали поколения ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израиля, которых вывел из Египта». Какой смысл в этом повелении? - спрашивает рав Адин Штейнзальц. Наиболее естественный вывод: Всевышний велит нам вернуться в шалаши наших предков. Выйдя из Египта, жили мы в шалашах, а теперь Он требует, чтобы мы вернулись в них на определенное время, и там вновь вспомнили об исходе из Египта. Если так, то мы имеем дело с явлением, характерным для всех других праздников: моделированием ситуации, в которой оказался наш народ в далеком прошлом. Но и этим не исчерпывается смысл праздника Суккот. Как и любой день памяти, он представляет собой не только ситуационную, но и психологическую реконструкцию, возвращая нас к состоянию, в котором мы тогда находились (НЛП и Гештальт пользуются таким приемом). Мы не просто повторяем уже пройденный этап, мы возвращаемся в него. Иначе говоря, это не только празднество, имеющее символическое значение, но реалия нашего сегодняшнего существования.
Возвращаясь к жизни в шалашах на семь дней, евреи заново учат урок, полученный ими в пустыне. Странствия по пустыне были, с одной стороны, лишь подготовкой к вступлению во владение нашей землей – Эрец-Исраэль. В этом смысле они были лишь средством для достижения конечной цели: наследования и заселения ее. Однако, с другой стороны, никогда после этого Израилю не удавалось достичь той высоты, на которой он находился в пустыне, во всем, что касается духовного состояния и веры. Много поколений евреев видели в своих праотцах той эпохи пример и стремились усвоить их идеалы. Остался открытым вопрос о датах празднования: почему мы должны отмечать Суккот именно в седьмом месяце? С этим связан еще один вопрос: как сочетаются различные смыслы праздника Суккот, знаменующего также завершение сбора урожая, ведь пребывание в пустыне – состояние, подчеркнуто противостоящее жатве?
Жатва – это пора, когда крестьянин собирает плоды своего труда. После того как собран урожай, ему незачем оставаться в поле (к празднику Суккот в Земле Израиля уже завершен сбор злаковых, фруктов и оливок, поэтому крестьянин может сидеть дома и радоваться, вкушая плоды своих трудов). Вот почему праздник сбора урожая – радостная дата. Это праздник благодарения: крестьянин благодарит Всевышнего за то, что Он послал ему удачу, земля – за то, что ее заселили и дети Израиля возделывают ее.
Однако этой укорененности, трудовому крестьянскому упорству противопоставлена наша независимость от земли, ибо мы подчиняем себя более значимой и высокой цели. Потому мы возвращаемся в шалаши и вместо того, чтобы сидеть по домам и беззаботно веселиться, выходим наружу. Уход из дома должен вселить в нас ощущение более высокого уровня реальности, возвратив к нашему первоначальному состоянию, в котором находился народ во время странствий в пустыне, – состоянию полной независимости от всего на свете, кроме Творца.
Между прочим, благодаря тому, что Суккот воссоздает явную связь с Творцом, существовавшую в те времена, становится очевидным смысл празднования Симхат Тора сразу после Суккот (точно так же праздник Дарования Торы, Шавуот, завершает временной цикл, начатый в Песах). Ведь дарование евреям Торы стало возможным только после того, как скитания вывели их на принципиально новый духовный уровень.
Это позволяет понять и смысл слова «жители»: постоянные обитатели страны, имеющие свое место на земле и связанные с ней. А смысл праздника Суккот состоит именно в том, чтобы такой человек отказался на время от своего прочного положения, от оседлости, и вернулся в то состояние, в каком был народ в пору его юности. Так объясняет рав Штейнзальц.
Вы можете спросить: ну, а сейчас-то какое отношение мы имеем к крестьянскому труду, к жатве урожая? Мы – работники умственного труда, офисный планктон, либо, допустим, рабочий класс и служащие военно-воздушных или еще каких-нибудь вооруженных сил. Причем тут шалаш?
Отмечу сразу: Тора точно попадает в цель. Если целью всех трех великих Праздников Паломничества в Храм считать чувство обновления, то – Тора именно этого ощущения у нас и добивается. В Песах мы меняем пищевые, кулинарные вкусы, у нас возникает обновленное чувство восприятия пищи. В Суккот мы меняем место наших трапез, переезжаем в некий банкетный зал, любовно нашими же руками и приготовленный к празднеству. А в Шавуот мы можем есть, что хотим и где хотим, но нам не дают спать! В ночь Шавуота мужчины не спят. Таким образом, идет некая ломка и перестройка нашей психики.
У каждого праздника свои особенности. А общий знаменатель – обновление. С обновлением вас! Веселого праздника Суккот.