Лицом к лицу с Б—жьей Славой.
Да будет отстроен Храм! Дорогие друзья, мы вновь обращаемся к теме постройки Храма, и на сей раз расскажем о Храме Соломоновом. Самым великим делом Соломона было строительство Иерусалимского храма.
Храм был начат в четвертый год его царствования. (Это был четыреста восьмидесятый год по исходе евреев из Египта). Он был воздвигнут на горе Мориа на месте жертвенника, сооруженного царем Давидом после прекращения моровой язвы. На этом месте Давид увидел Ангела Г-сподня, который поражал народ.
Фундамент потребовал гигантских работ. Достаточно сказать, что гора Мориа была поднята искусственным образом более чем на семьсот футов (около двухсот тридцати метров). Как и скинию, евреи называли храм Домом (Байт).
Храм, построенный Соломоном, не отличался большими размерами: шестьдесят локтей в длину, двадцать локтей в ширину, тридцать локтей в высоту (в метрической системе — 31,5 м, 10,5 м, 15,75 м).
Он был только в два раза больше скинии, но великолепием оформления далеко превосходил ее. Перед храмом был притвор: 10,5 м в ширину и 5 м в глубину.
Стены — из камня, но внутри обложены кедром, облицованы золотом, а пол устлан досками из кипариса.
Иерусалимский храм имел три части: притвор, святое и святое святых. В святое вела двухстворчатая кипарисовая дверь. Святое и святое святых разделяла стена из кедровых досок, в которой была дверь из масличного дерева. Здесь была завеса.
Стены, двери и ворота храма были украшены резными изображениями Херувимов, пальм, цветов, а также драгоценными камнями и отделаны золотом. Пол был покрыт золотыми листами (см.: 3 Цар 6, 21, 30). В своем великолепии храм должен был быть видимым изображением славы невидимого Б-га.
Перед храмом было два двора, обнесенных стенами. Внутренний двор предназначался для священников, другой двор — для народа. Во внутреннем дворе стоял медный жертвенник всесожжения.
Существенной принадлежностью двора было Медное море и десять передвижных подстав с умывальницами. Справа и слева вход украшали два медных столпа по восемь локтей высоты, которые названы Боаз и Иахин. Возможно, это были гигантские светильники, увенчанные чашечками для елея.
В святом стоял жертвенник, на котором возжигался фимиам (воскурение), десять золотых семисвечников и десять столов. На одном из них находилось двенадцать хлебов предложения.
В святое святых первосвященник мог входить только раз в год в день Искупления – Йом-Кипур. Здесь находился ковчег завета.
О размахе строительных работ можно судить по тому, что восемьдесят тысяч хананеев были бессменно заняты высеканием и обтесыванием камней в горах, а семьдесят тысяч человек — доставкой.
Освящение храма состоялось в седьмой месяц еврейского календаря.
Как и при освящении скинии, явилось облако — зримый образ славы Г-сподней. Царь Соломон обратился к Г-споду с молитвой, стоя лицом к Храму (это вошло в обычай: где бы ни был израильтянин, он обращался при молитве лицом к Храму).
Во время освящения Храма Соломон так:
Г-споди Б-же Израилев! Нет подобного Тебе Б-га на небесах вверху и на земле внизу; Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим. <...> Да будут очи Твои отверсты на молитву раба Твоего и на молитву народа Твоего Израиля, чтобы слышать их всегда, когда они будут призывать Тебя (3 Цар 8, 23, 52).
Да будет отстроен Храм уже в наши дни, немедленно сейчас, и скажем – Амен!