Иврит – язык божественный?
Претензия на объективность. Поскольку разговор у нас пойдет о мировоззрении, притом о еврейском, начнем с… возражения, главного: «Ох уж мне эти «измы»!». Или более интеллигентно, по Булгакову: «все теории стоят одна другой». Совсем классически: «теория, мой друг, суха, но зеленеет жизни древо».
Короче, проблема всех религий и морально-этических систем одна – субъективность. Восточные практики медитации, катарсис христианства, танцы суфиев – все это несомненно замечательно, но если я не почувствовал… Но даже если почувствовал, то что это доказывает, простите?! Хотелось бы что-то без сомнений проверяемое и совершенно доступное, знаете ли.
Именно такова претензия иудаизма. Она сводится к феномену языка Пятикнижия Моисеева и заключается в отсутствии омонимов. Не впечатляет? Не торопитесь, выслушайте до конца. Современные языки, русский, английский, испанский и т.д. имеют от полумиллиона до миллиона слов. Язык Пятикнижия – чуть более двадцати двух тысяч! И все? И вся Книга книг? Я же попросил не торопиться. Имея в запасе около тридцати фонетических звуков и около миллиона слов, мы, естественно, сталкиваемся с омонимами – «запер замок на замок, чтобы замок не замок» – словами, пишущимися и звучащими одинаково, но никак не связанными смыслово!
Суть еврейской претензии: если два слова на иврите имеют общий корень, они обязаны, без всяких исключений, иметь общий смысл. Это объясняет «бедность» словарного запаса, но позволяет удивительное самообъяснение смысла, рассматриваемого понятия.
Например, слово «адам», ставшее во многих наречиях именем собственным (вспомните хотя бы незабвенного Адама Козлевича). Адам означает на иврите «человек», но как определить этот, весьма гуманистический, термин? А ведь от определения зависит жизнь индивидуумов. Феномен иврита позволяет вынести весьма необычный вердикт: человек – это помесь ангела и животного.
Дело в том, что на языке Торы слово адам имеет однокоренные слова адама и адамэ – земля и подобие, соответственно. Отсюда видение еврейских мудрецов – смешение высокого и земного, помыслов и инстинктов, духовного и материального. Собственно, каждое ивритское слово имеет несколько значений. И эти дополнительные смыслы, подобно прожекторам, высвечивают внутреннее содержание термина.
Пять слов, которые мы сейчас рассмотрим, позволят нам выстроить, хоть и не детально, все здание еврейского мировоззрения. А выводы сделаем после урока иврита.
Урок временно-пространственного континуума.
Первое из слов, которые нам предстоит выучить – олам, памятно жившим при советской власти по термину из трех букв, который советские пионеры писали на заборах. Если вы подумали о слове май, то ошиблись. Мир или, как говорят по-украински – «увісь» навколишній світ (весь окружающий мир). Его дополнительный смысл – сокрытие. Не правда ли, неожиданно? Оказывается, с еврейской точки зрения, материальный мир – это не «реальность, данная нам в ощущениях». Функция этого мира… скрывать?! Простите, что? Ответ: конечно, то, что стоит за этим миром. И мы выходим на базисную идею иудаизма – свободу выбора и, как следствие, ответственность, награду и наказание. Вот как об этом повествует Пятикнижие: «Жизнь и Добро, смерть и Зло дал Я перед вами… выбери жизнь» (книга «Дварим»).
Не очень понятно?! Но если вспомнить о контексте, о выборе, то для понимания нам нужно идентифицировать жизнь с выбором Добра, ну, а смерть - это просто альтернатива. Ведь, желая дать, должен дающий позаботиться и о возможности… отказа! А иначе это будет принуждение! Вот вам и объяснение необходимости смерти.
«Ваше политическое кредо? - Всегда!»
Следующий термин – время – весьма трудноопределим. Например, мудрецы говорят, что время – это движение пространства. А язык иврит утверждает, что время – зман – это просто возможность – (зминут – доступность, ґазмана – приглашение). Получается, что жизнь, отпущенное нам время – это возможность решить: «таки бог есть?!».
Рассказывают, что однажды, в старое советское время, Рабинович с этим вопросом обратился не куда-нибудь, а в райком партии, где ему безапелляционно отрезали: «Давно доказано, что никакого бога нет!» – «Таки нет, – вздохнул Рабинович – а когда будет?»
Из этого корневого вопроса вытекает наша жизнь. Но несомненное для всех, кто время от времени заглядывается на свое отражение в зеркале, движение жизни дает нам – на иврите – удивительную возможность стыковки пространства и времени. Первый из выученных нами терминов – олам – означает «все место». Снабженный «направляющим» предлогом «к» – ле, он превращается во… все время – леолам. Очевидно для «поклонников» общей теории относительности, что пространство (всё) и время (всё) совпадают. Но, что сопряженность пространства/времени заложена в иврит…
А к определению наших мудрецов: «время – это движение пространства», как и в случае (не простом!) с адамом, добавим корневое происхождение определения и, конечно же, направленность движения – ле-олам!
Победа!
Определив, строго по-еврейски, смысл жизни в этом мире (олам) как возможность (зман) выбрать, со всей ответственностью, Добро, определимся и с Наградой. Ответим на вопрос: «за что боролись?». Короче, займемся самым непонятным на Земле словом "вечность". Непонятным оттого, что «простоватое» толкование этого термина в людских представлениях – жизнь без конца – бессмысленно. Ну, сами посудите: ведь жить без конца – это умирать без конца. Как ответил один муж, когда его спросили: «Как вы можете жить с этой женщиной?» – «Я с ней не живу, я с ней умираю». Короче выразился один пьяница: «все течет и все из меня…». В самом знакомом нам варианте: «медленно минуты уплывают вдаль, встречи с ними ты уже не жди».
Снова цитата «от еврейских аксакалов»: «Вы говорите – время проходит? Время стоит! Проходите вы!».
Одним словом – безысходность. Ну и что по этому поводу говорит… иврит? Спасибо за вопрос (если он, конечно, у вас возник). Два дополнительных значения слова «нецах» – вечность – это победа и дирижирование (ленацеах). Начнем с общего смыслового знаменателя победы и дирижирования. Пример, все объясняющий, из короткой истории родного «сионистского ракового образования на чистом теле арабского народа». Величайшая победа израильской армии была достигнута в октябрьской войне 1973 года. Танки гениального генерала Ариэля Шарона (не путать с одноименным премьер-министром) стояли на сто первом километре шоссе Александрия-Каир и никакой египетской армии (она умирала от жажды в синайской пустыне). До Дамаска оставалось около двадцати четырех километров, и сирийских танков уже не было. Такого военного успеха не было ни в одной арабо-израильской войне!
Невольно вспоминается выражение Сергея Довлатова: «потерпеть победу и одержать поражение». Угроза Израилю в лице СССР и США превратила тотальную военную победу евреев в сокрушительное поражение. И теперь становится понятной связь между победой и дирижированием. Победа – это дирижирование, полное владение ситуацией. Только тогда мы победили, когда управляем происходящим. И отсюда понимание вечности.
Вечность – это управление, победа над временем. Это настоящее, включающее в себя прошлое и будущее. Мы не можем это ощутить, мы заперты во временные рамки, но понимание придает ценность свободе от времени, победе над заключенностью в этот мир/время.
Свобода!
Вот оно прозвучало, мое любимое слово на иврите. А проблема в том, что его обожают все израильтяне, совершенно не замечая сопряженные смыслы. Дело в том, что на современном иврите это термин, обозначающий выходной день – еш ли хофеш ґаём – у меня сегодня выходной! И это современное значение совершенно заслонило изначальный дополнительный смысл – хофеш, не только свобода, но и… поиск (лехапес – искать)!
Только представьте себе язык, где «это сладкое слово свобода» означает также поиск. Мир, в котором мы живем, это сокрытие Творца. Время, нам отпущенное – это возможность раскрытия, а свобода, нам данная, – это искать или не искать!
Причин для отказа от поиска Истины две. Одна, наиболее распространенная в среде интеллигенции, – отчаяние, т.е. принятие субъективности. Отчаяние в возможности постижения объективной Истины в рамках нашего мира. Именно к ним обращена данная статья. Но ничуть не меньше, а, быть может, и больше людей отчаиваются по причине, как им кажется, весьма существенной и даже положительной – им кажется, что они нашли! Пусть субъективное, но очень, очень близкое и дорогое!
Путь поиска еще и потому весьма непопулярен в широких массах, что массы сплошь и рядом ищут «гроші і харчі хороші» – «вынь и положь!». А всякие там поиски истины, это здравомыслящим эгоцентристам не подходит.
Но мир устроен так, что настоящим эгоистам никак нельзя удовлетвориться найденным. Ведь оно, найденное, обретенное – временно! Как об этом сказал величайший еврейский мудрец и праведник раби Менахем Мендл из Коцка: «Вы верите в бога? А почему вы верите? Потому что верили вчера? Тогда вы верите во вчерашнего бога!». Короче: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой» (Гете, «Фауст»). Вера во «вчерашнего бога» недостойна человека божественного, созданного свободным – ищущим (вчерашний, по моему скромному мнению, – несвежий. Помните: «свежесть бывает только одна – первая, она же и последняя». А не первая свежесть – это тухлость!).
И все находки, которыми Творец аккуратно выложил наш жизненный путь – это причины, побуждающие нас идти дальше. Ведь как сказали наши мудрецы: «Пока человек жив, на что ему жаловаться?!». Вот как раз об историческом пути Израиля у вас уже (как и у Марины Цветаевой) возник вопрос/определение:
«Гетто избранничества»?
Сколько еврейской крови пролито за эту избранность. Вот только, в чем она выражается? В том, что нас ненавидят и убивают?! Ведь всем известно, евреям в первую очередь, что евреи ни капельки не лучше, не умнее, не душевнее других народов. Вот, правда, Нобелевские лауреаты по науке?! Они ставят народы мира в тупик.
Причем настолько, что далекие Сингапур и Южная Корея даже преподают ни в чем не повинным детям Вавилонский Талмуд. Вообще, современная неотличимость евреев даже в бане, создает, таки да, проблемы с избранностью. Как об этом повествует следующий анекдот.
Где-то там, в кулуарах ООН проходит симпозиум о проблемах обеспечения провизией черного континента. На трибуне представитель африканской (то ли центральной, то ли южной, а может, даже западной или восточной) республики. Наступает время вопросов к лектору, и случайно затесавшийся среди весьма респектабельной публики еврей «о своем, о женском»: «А как у вас обстоит дело с еврейским вопросом?». Чернокожий человек на трибуне смешался и с видимым стыдом ответил: «Вы знаете, если честно, то не очень. То есть, я объясняю, что евреи обыкновенные, совершенно обычные люди – а они не едят, и все тут!».
Но наш метод – дополнительные значения ивритских слов – позволит разъяснить вопрос с избранностью нашего народа. Сгула – вот слово, используемое Пятикнижием для обозначения избранности Израиля из народов. Его дополнительное значение – фиолетовая. Женский род удивления не вызывает, по традиции Исраэль – избранница Вс-вышнего в контексте брачных уз. Но цвет, в качестве избранности?! Не чуждые восточным практикам подумали о верхней чакре, но это следствие, а никак не причина. А вот знакомые с физикой попали в точку.
Это открытие было сделано в 1847 году, когда поезда стали развивать чудовищные скорости, чуть ли не 60 км/ч! Неподалеку от большого железнодорожного узла в Австрии проживал человек по фамилии Допплер. И он стал первым на Земле, заметившим странный феномен – гудки поездов, спешивших к станции, разительно отличались от гудков составов, отъезжавших от нее. Дело в том, что длина звуковой волны приближающегося поезда уменьшается, а удаляющегося - увеличивается. Причем величина изменения длины волны зависит от скорости движения поезда.
Соответственно, тон гудка приближающегося поезда наблюдатель слышит более высоким, чем удаляющегося. Сегодня это феномен известен как эффект красного смещения или эффект Допплера. И его практический смысл – если объект кажется нам красным (ненавистник Яакова Эйсав – Эдом – красный), значит, он отдаляется, а если фиолетовым, то приближается. Ну, и какое это имеет отношение к избранности еврейского народа? Ответ: конечно же, приближение к Истине. Как определил в конце шестнадцатого столетия удивительный человек, прозванный современниками Парацельс: «Израиль – это народ богоискателей». Позвольте с ним согласиться!
Всем известный феномен: Рабинович, отчего вы всегда отвечаете вопросом на вопрос? – А почему нет?! Наша избранность – наша фиолетовость – наша нацеленность на поиск Истины! Мы не народ, мы не нация, мы профсоюз задавателей вопросов. А это непрерывное приближение к Небесам. Рассказывают, что однажды Рабиновичу подробно объяснили о совершенном состоянии – нирване. Рабинович внимательно выслушал, а потом спросил: «Нирвана - это прекрасно! А дальше что?!».
Только не торопитесь с выводом об анекдотичности вышесказанного. Вспомните о количестве Нобелевских лауреатов с фамилиями Ландау, Гинзбург et cetera. Фиолетовость дает элементарное объяснение: там, где обыкновенный ученый, получив результат, почивает на лаврах, еврейский продолжает задавать вопросы… и получает Нобелевскую премию. Еврей – это не национальность, еврей – это профессия!
Вывод?
Вот и завершился наш урок иврита. Мы выучили пять (шесть) слов и построили, как и было обещано, еврейское мировоззрение. Но сама претензия иудаизма на объективность требует вашей, читатель, проверки. А иврит бы я выучил только за то, что на нем говорит Вс-вышний!
Домашнее задание
Вот, вкратце, основы еврейского мировоззрения:
Цель – Раскрытие Творца в мире (мир – сокрытие)
Средство – возможность выбора (время – возможность)
Инструмент – интеллект (свобода – поиск)
Вознаграждение – вечность (победа над временем, управление – настоящее, включающее прошлое и будущее)
«Действующие лица и исполнители» - профессиональные задаватели вопросов – Израиль (фиолетовая – приближающиеся к истине)
Р. М.-М. Гитик