Фейс партии.
Очарования и разочарования. Правительство Канады назначило выборы и, как полагается, распустило парламент. К работе парламент вернется после 21 октября, уже в новом составе. Можно лишь гадать, каким будет этот состав, какая партия будет в нем доминировать, в чьих руках окажется власть. Впереди примерно полтора месяца избирательной кампании, и за это время мы узнаем немало интересного. Ну, а пока беглый обзор того, к чему все эти выборы и почему так важно отдать свой голос кому-то.
Для начала – элементарный ликбез. Граждане в возрасте от 18 и старше выбирают депутатов парламента, а точнее, Палаты общин федерального парламента. Палата общин, где депутаты принимают законы, считается нижней палатой, потому что над ней есть верхняя палата - Сенат. Сенаторов никто не избирает, но они могут отвергать решения законно избранных представителей населения из нижней палаты.
Еще больше укрепляет демократию необходимость согласовывать решения законодателей с генерал-губернатором, то есть представителем британской короны. Генерал-губернатора тоже никто не избирает, но зато он или она может приостановить работу Палаты общин, где принимают законы вышеупомянутые народные избранники.
Чтобы окончательно запутать ситуацию, партия, получившая большинство мест в Палате общин, формирует правительство, которое готовит законопроекты, которые затем одобряют законодатели, сенаторы и генерал-губернатор, после чего одобренные законопроекты становятся законами, обязательными для выполнения правительством. Кроме того, глава правительства назначает сенаторов и предлагает кандидатуру генерал-губернатора.
Как вы видите, в канадской системе власти все очень просто, понятно и логично. Поэтому некоторые к парламентско-монархической системе власти предлагают добавить еще и пост президента Канады, чтобы сделать систему власти в стране несколько более интригующей. Есть и другие идеи: например, учредить канадскую корону и избирать собственного короля или королеву.
Не знаю, как собственный король или королева, но собственный наследный принц у нас уже есть. Это представитель правящей династии Трюдо, пока еще лидер правящей Либеральной партии и глава правительства Канады Джастин Трюдо.
Четыре года назад никто бы не поверил, что к новым выборам либералы Трюдо растеряют свою популярность и уже не будут фаворитами общественного мнения. Правда, мы это предсказывали еще до тех выборов, но наши чаще всего исключительно верные прогнозы пока что не привлекли того внимания, какого они заслуживают. А может быть, и хорошо, что не привлекли?
Вот что мы писали четыре года назад: «Нетрудно представить Джастина Трюдо в роли популярного телеведущего: например, модной программы о приготовлении пищи, танцевального шоу или даже обзора из жизни звезд. Но в роли премьера его пока что представить трудно. И не потому, что смущает дефицит реальной трудовой биографии.
Трюдо дважды доучился до бакалавра, и дважды недоучился до магистра. Он был парт-тайм учителем, прежде чем стать политиком. Он делал уверенные шаги в масс-медиа, и действительно мог стать популярным шоуменом, если бы не отчаянное положение Либеральной партии. После поражений с Дионом и Игнатьеффым либералам пришлось искать «фейс партии». Молодой, привлекательный, блестящий, олицетворяющий оптимизм и надежду имидж.
Таким имиджем стал Джастин Трюдо. Ставка на молодость, привлекательность, энергию и громкую фамилию в полной мере оправдала себя. Не зря Трюдо называют канадским Обамой, тот тоже пришел к власти на гребне либерального цунами, поднятого обещаниями перемен. Но только такое сравнение вовсе не комплимент для Трюдо, потому что многие надеявшиеся на Обаму оказались сильно разочарованы».
Насколько разочарованы канадские избиратели, мы скоро узнаем. Но дело не только в разочаровании, но и в очаровании. Основная альтернативная фигура – лидер консерваторов Эндрю Шир, мягко говоря, не вызывает неодолимого притяжения. У него есть один существенный недостаток: он не в состоянии затмить соперников, включая Трюдо, одним своим присутствием. Да и обещания консерваторов – это совсем не то эпохальное и судьбоносное, чем разражаются левые партии, а всякая там банальная скучища типа сбалансированного федерального бюджета.
Что касается Джастина Трюдо, то его главная проблема – это он сам. Точнее, Джастин Трюдо четырехлетней давности, - свеженький, ослепительный «фейс партии», вызывающий неконтролируемое обожание и помутнение рассудка. Рассудок вернулся к избирателям. Насколько, и что из этого получится – мы узнаем 21 октября.
А.Гладков
(agexpress@mail.com)